«Свободная дисциплина» в романе Жоржа Дюамеля «Наставники» (1937)
Елизавета Александровна Легенькова
Докладчик
190 ZOOM
2022-03-23
10:00 -
10:30
Ключевые слова, аннотация
Ж. Дюамель, роман «Наставники», интеллектуальная
элита, мэтр, «свободная дисциплина»
Тезисы
Интерпретация
и решение проблемы преемственности в искусстве и науке имеет исторический и
поколенческий характер. Роман Ж. Дюамеля «Наставники» входит в десятитомный цикл
«Хроника семьи Паскье» (1933-1945) о становлении французской интеллектуальной
элиты в первой трети ХХ в. Написанный в 1937 г. роман отражает присущее
поколению писателя представление о роли наставника (мэтра) в формировании интеллектуальной
элиты, которую писатель видит как «аристократию духа», представленную выдающимися
личностями (вождями и наставниками), подающими примеры для подражания и
принципы для своих преемников.
Дюамелю близок роллановский призыв «Пусть
нас овеет дыханием героев» из предисловия к «Жизни Бетховена» (1903). О важности
примера выдающихся личностей в социальной жизни, писал еще социолог Ж.-Г. де
Тард, владевший умами поколения молодежи, к которому принадлежал Дюамель.
Продолжая и развивая идеи де Тарда, А. Бергсон, философ, всегда привлекавший
моралиста Дюамеля, в своем последнем труде «Два источника морали и религии»
(1932) подчеркивал роль пророков и мистиков в обновлении общества.
В межвоенный период вопрос о роли
мэтров был конкретизирован и переведен в плоскость отношений между старшим и
младшим поколениями, наставниками и учениками в статье Ф. Мориака «Молодой
человек» (1926), где выражена тревога за нравственные судьбы послевоенной
молодежи, не нашедшей моральной поддержки и опоры в лице старшего поколения. Мориак
полагает, что мэтры превратились в узких специалистов, сосредоточенных на
передаче знания своего предмета, но не моральных принципов. Этот упрек был
подхвачен Даниэлем-Ропсом в статье «Обвинение мэтрам» (1933). Дюамель ответил
им статьей «Мэтры и оракулы» (1933), где утверждал, что мэтр, наставник отнюдь
не оракул и не пророк, несущий ответственность за судьбы нового поколения. Из
оппозиции понятий «учитель», «наставник» и подразумевающих абсолютизацию их личности
понятий «вождь», «гуру», «пророк», «оракул» вытекает дилемма свободы и несвободы,
противопоставление свободомыслия ученика, который только сам отвечает за свои
деяния, жесткой дисциплине, подчинению, слепой
вере в догму. Для Дюамеля истинный мэтр тот, кто, не снимая бремя ответственности
со своего последователя, предоставляет ему свободу выбора, мысли и действия.
Эту
рефлексию Дюамель положил в основу романа «Наставники», герой которого молодой
биолог Лоран Паскье, наблюдая за своими учителями, выдающимися учеными
Шальгреном и Ронером, приходит к пониманию разницы между интеллектуальным и
духовным служением. Его жизненным принципом становится «свободная дисциплина», которую
индивидуалист Лоран понимает как право самому выбирать своих наставников,
сохраняя независимость суждений и критический взгляд ученика, но не слепого
подражателя.