Жанровая рамка как основа интерпретации текста рассказа (на примере антиутопического рассказа)
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
14:15 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Антиутопический рассказ; интерпретация текста;
жанровая рамка; РКИ.
Тезисы
Интерпретация
текста (в том числе художественного) в иностранной аудитории не может не опираться
на жанровую рамку. Жанровая рамка, т.е. информация «о самом коммуникативном акте, в результате которого сообщение родилось на
свет, в первую очередь о социальной роли, принятой адресантом, и о роли,
отводимой им адресату, о статусе адресанта, а также о прочих параметрах
ситуативной рамки, не известных или недостаточно известных адресату» (Долинин
2010: 75), помогает интерпретировать смысл текста.
Рассмотрим данное условие интерпретации текста на
примере антиутопического рассказа Алисы Ганиевой «Министерство благополучия» из
коллективного сборника «Время вышло. Современная русская антиутопия» (М.,2022).
В предтекстовых комментариях необходимо дать
информацию о жанре утопии и антиутопии, которые невозможно рассматривать в
отдельности. Цель антиутопического
рассказа – спор с утопией, изображение общества, претендующего на совершенство,
с ценностно-негативной стороны (Шевель, 2011). О.В. Хорохордина дает следующее
определение жанра антиутопии: это «сатирический жанр художественной
литературы, где некий признаваемый героями произведения идеальным миропорядок (…)
изображается с позиций негативной авторской оценки, в чем воплощается авторский
замысел заставить читателя задуматься о том, как следует действовать уже
сегодня, чтобы избежать изображенного в антиутопии результата развития
современного общества» (Хорохордина 2016: 75).
С
учетом цели антиутопического рассказа необходимо вычленить из текста содержательно-фактуальную
информацию об «идеальном» миропорядке. В рассказе Гиниевой он полностью
регулируется Министерством счастья и благополучия (Минблагом) через социальные
сети, где полагается ежедневно выходить в обязательные госрегулируемые домашние
стримы, выполнять пуш-ап-указания от Минблага – выкладывать в сториз тематические
фотографии и посты. Наблюдение над развитием второй темы – состоянием и
настроением героя, которые входят вразрез с установкой Минблага презентовать
миру хорошее настроение и довольство жизнью – позволяет усомниться в
идеальности изображаемого миропорядка и выводит на авторское отношение к такому
миру. Доведении до абсурда ситуации самовыражения, принятого сегодня в
социальных сетях у пользователей, помогает читателям осознать опасность
современных тенденций развития социума.
Литература
Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: Учебное
пособие. Изд. 4-е.М.: КомКнига, 2010. 304 с.
Хорохордина
О. В. Дискурсивные приемы импликации инструктивных компонентов в жанре
антиутопии // Филологический класс, 4(46)/2016. С.74- 79.
Шевель
Е. А. Утопия и антиутопия в литературном процессе XX в.: когнитивный потенциал //
Гуманитарные исследования, №4, 2011. С. 267-273.