О мизогинии в творчестве Томаса Бернхарда (1931-1989): перипетии исследовательского сюжета
Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
615
2022-03-18
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
австрийская литература; Томас Бернхард; гендер; мизогиния; стратегия «маскарада»
Тезисы
В докладе рассматривается эволюция исследовательских
точек зрения на гендерную проблематику в произведениях одного из крупнейших
австрийских писателей XX в. Томаса Бернхарда (1931-1989). Основными этапами смены взглядов на проблему представляются: 1. констатация «мизогинной» природы творчества писателя с позиций феминистской критики 1970-х
гг. (Р. Эндрес); 2. изучение влияния мизогинных дискурсов Отто Вейнингера и
Артура Шопенгауэра (М. Миттермайер, М. Хубер, К. Хаас); 3. рассмотрение
эволюции женских образов и констатация ослабления мизогинных тенденций в
позднем творчестве писателя (начиная со вт. п. 1970-х гг.) (Х. Геле,
М. Таба); 4. попытки поколебать представление о мизогинном характере
бернхардовского письма с помощью деконструкции «маскулинности» его персонажей
или способа письма (С. Ташкенов, В. Ронге); 5. рассмотрение мизогинии
как предмета критического изображения в произведениях писателя в русле идей
постструктуралистской феминисткой критики 1990-х гг. (М. Таба,
В. Ронге, С. Краммер). Делается вывод о том, что представления о
«маскараде» гендерных ролей в произведениях Бернхарда, восходящие к работе Дж.
Батлер «Лакан, Ривьер и стратегия маскарада» (1990) (т.н. гегемонная
маскулинность персонажей рассматривается в такой трактовке всего лишь как
маска, иронический конструкт) в целом действительно удачно гармонируют с
принципами бернхардовской поэтики, основанной на театральных принципах. Однако
учитывая суждения писателя о женщинах, во многом обусловленные общим
консервативным контекстом культуры 1950-х гг., необходимо с осторожностью
относится к попыткам усмотреть в его произведениях намеренный отказ от эссенциалистских представлений о мужском и
женском начале или приписать ему пафос деконструкции представлений о гендере,
характерный для феминистской мысли 1990-х гг. На наш взгляд, диалектика
утверждения и одновременно осмеяния «фаллологоцентрической» модели проистекает исключительно
из самого способа творческого мышления писателя - требования постоянной релятивации любого высказывания.