Мечта человека в современном неигровом кино
Артем Николаевич Зорин
Докладчик
профессор
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Неигровое кино; режиссура; авторский кинематограф
Тезисы
Доклад рассматривает разнообразие режиссерских подходов при обращении к теме мечты современного человека на примере главных героев неигровых фильмов ХХI века.
Неигровое кино редко становится предметом осмысления актуального киноведения. Особенно мало исследовательских работ посвящено современному неигровому кино в перспективе развития мирового кинопроцесса. Жизненные стратегии героев документальных кинолент, как правило, репрезентируют историю мечты реального человека на пути к ее достижению. Инвариантами представлены сюжеты о преодолении травматического несоответствия между устремленностью к мечте и невозможностью ее полноценной реализации. Особенность сюжетосложения неигрового кино сейчас такова, что режиссеру приходится учитывать как законы постчеховской "драмы повседневности" (неразрешимый конфликт между данным и желанным), так и воздействие реалистической эстетики телевидения, тяготеющего к горизонтам ожидания массового зрителя (жалостливая история с хэппи-эндом). Многообразие реализации темы мечты, наиболее последовательно отразившееся в неигровых фильмах Вернера Херцога, в современном документальном кино проявляет себя в широком диапазоне уникальных сюжетов, но при этом и дает представление о разнообразии типов драматургического конфликта на пути к достижению мечты. Это выражается в сквозных мотивах: преодоление пространственных границ как способ обретения иной социокультурной идентичности, компенсация физического несовершенства или ущерба (паралимпийская образность), антропоморфность явлений природы, трансформация социальной разобщенности, конфликт традиционного уклада и реалий цифрового общества.
Неигровое кино редко становится предметом осмысления актуального киноведения. Особенно мало исследовательских работ посвящено современному неигровому кино в перспективе развития мирового кинопроцесса. Жизненные стратегии героев документальных кинолент, как правило, репрезентируют историю мечты реального человека на пути к ее достижению. Инвариантами представлены сюжеты о преодолении травматического несоответствия между устремленностью к мечте и невозможностью ее полноценной реализации. Особенность сюжетосложения неигрового кино сейчас такова, что режиссеру приходится учитывать как законы постчеховской "драмы повседневности" (неразрешимый конфликт между данным и желанным), так и воздействие реалистической эстетики телевидения, тяготеющего к горизонтам ожидания массового зрителя (жалостливая история с хэппи-эндом). Многообразие реализации темы мечты, наиболее последовательно отразившееся в неигровых фильмах Вернера Херцога, в современном документальном кино проявляет себя в широком диапазоне уникальных сюжетов, но при этом и дает представление о разнообразии типов драматургического конфликта на пути к достижению мечты. Это выражается в сквозных мотивах: преодоление пространственных границ как способ обретения иной социокультурной идентичности, компенсация физического несовершенства или ущерба (паралимпийская образность), антропоморфность явлений природы, трансформация социальной разобщенности, конфликт традиционного уклада и реалий цифрового общества.