СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ ОЦЕНКИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
Сергей Трофимович Нефёдов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: аксиологическая лингвистика; язык оценок; эпистемическая оценка;
научный лингвистический дискурс; научный социологический дискурс;
научно-исследовательская практика; научная статья
Аннотация
В докладе фокусируется проблема лингвистической вариативности языка оценок в зависимости от принадлежности научно-исследовательских текстов к различным гуманитарным дисциплинам. Представленные результаты получены на материале анализа оценочных средств в немецкоязычных корпусах научных статей по лингвистике и социологии.
Аннотация
В докладе фокусируется проблема лингвистической вариативности языка оценок в зависимости от принадлежности научно-исследовательских текстов к различным гуманитарным дисциплинам. Представленные результаты получены на материале анализа оценочных средств в немецкоязычных корпусах научных статей по лингвистике и социологии.
Тезисы
В докладе фокусируется проблема лингвистической
вариативности языка оценок в зависимости от принадлежности научно-исследовательских
текстов к различным гуманитарным дисциплинам. Представленные результаты
получены на материале анализа оценочных средств в немецкоязычных корпусах научных
статей по лингвистике и социологии. Выбор эмпирического материала продиктован
тем, что наряду с научной монографией журнальная статья принадлежит к
центральным типам текста научного дискурса и, тем самым, воплощает
прототипические характеристики научно-исследовательской коммуникативной
практики, в том числе типичные для неё оценочно-квалифицирующие действия
речевых субъектов.
При рассмотрении оценочных средств задействована
комплексная методика, представляющая собой количественно-качественный контент-анализ
корпусных данных. На первом этапе исследования проведены структурная
сегментация текстов на предикации и количественные подсчеты относительной
частотности оценочных предикаций и типов оценочных средств. На втором этапе осуществлен
прагма-семантический анализ выявленных оценочных средств в соотнесенности с прагматической
целью научно-исследовательской практики и её ведущими параметрами.
В докладе верифицирована исходная гипотеза о том, что в
сопоставительно-дисциплинарном плане язык оценок и стратегии оценивания обнаруживают
как черты сходства, так и отличия. Общие характеристики оценочной деятельности
акторов лингвистического и социологического дискурсов обусловлены единой
глобальной целью научно-исследовательской практики, нацеленной на получение новых
сведений об изучаемом объекте, предъявление этого нового результата в
вербализованной форме научному лингвистическому / социологическому сообществу и
обоснование его значимости для соответствующей дисциплины. Новый научный
результат представляется для дискуссии как персонифицированное мнение
конкретного исследователя на фоне и в сопоставлении со взглядами других исследователей.
В оценочном плане научно-исследовательский дискурс форматируется в модусе
эпистемических (познавательных) оценок с соответствующим набором типичных для
него модально-эпистемических и модализирующих содержание высказывания средств. В
свою очередь специфические характеристики оценивания и дисциплинарное
своеобразие языка оценок в текстах исследуемых гуманитарных дискурсов являются
результатом влияния целого ряда дополнительных факторов, таких как различия в
денотативном наполнении текстов, обсуждающих, соответственно, объекты и
закономерности разных реальностей – социально-общественной и языковой;
несовпадение дисциплинарных норм выражения категоричности оценок достоверности;
варьирование приемов научной аргументации и др.
(Исследование выполнено за счет гранта Российского
научного фонда № 22-28-01024, https://rscf.ru/project/22-28-01024/)