Проповедь Климента Александрийского 'Кто из богатых спасется' в контексте античной традиции о богатстве и бедности
Алексей Дмитриевич Пантелеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
176 ZOOM
2022-03-16
16:55 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Раннее христианство, Климент Александрийский, богатство, бедность, античная философия,
«Кто из богатых спасется»
«Кто из богатых спасется»
Тезисы
Проповедь «Кто из богатых
спасется» (Τίς ὁ σῳζόμενος πλούσιος) написана выдающимся раннехристианским апологетом
и богословом Климентом Александрийским в конце II века. Она адресована представителям
состоятельной и образованной христианской молодежи Александрии, желающим сгладить
противоречия между своей верой и экономическим и социальным положением. Одной
из проблем для них являлся евангельский рассказ о богаче, которому Иисус сказал:
«Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на
небесах» (Мк. 10:21; Лк. 18:22; Мф. 19:21), — слова, казалось бы, однозначно указывающие
на невозможность богатым войти в Царство Божие. Климент в своей проповеди
показывает, что все не так безнадежно и не следует понимать это указание
буквально: «Спаситель ничему не учит Своих последователей так, как другие люди,
но внушает... проникать в сокровенный смысл слов» (Quis divus, 5). Он разрушает
стереотип о благочестивых бедняках и нечестивых богачах и указывает на важность
личных усилий на пути к добродетели. Богатые и бедные дополняют друг друга,
ведь первые раздают милостыню вторым, а те молятся за них, ключ к спасению — благотворительность.
Кроме того, чтобы избегать ошибок, состоятельным людям стоит взять себе
наставника. Таким образом, Климент прокладывает средний путь между стремлением
к роскоши, которое встречалось у некоторых гностиков, и полного отречения от
богатства, характерного для энкратитов.
При рассмотрении этой проблемы Климент, как и в других
случаях, опирался не только на Писание, но и на сочинения античных философов,
особенно платоников и стоиков. Вопрос о соотношении богатства, бедности и
добродетели решался представителями различных течений диаметрально
противоположно, достаточно вспомнить хотя
бы Диогена Синопского и Аристотеля. Климент трактует слова Христа в русле стоического
учения о благах о том, что все материальные вещи нравственно индифферентны.
Богатство не должно иметь бóльшей власти над человеком, чем Бог, и он на самом
деле не хозяин своим земле, деньгам и другому имуществу, а лишь его
распорядитель. В том же духе Климент учит христианскую молодежь в «Педагоге», а
позже эту мысль усвоит Ориген.