50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Проповедь Климента Александрийского 'Кто из богатых спасется' в контексте античной традиции о богатстве и бедности

Алексей Дмитриевич Пантелеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

176 ZOOM
2022-03-16
16:55 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Раннее христианство, Климент Александрийский, богатство, бедность, античная философия,
 «Кто из богатых спасется» 

Тезисы

Проповедь «Кто из богатых спасется» (Τίς ὁ σῳζόμενος πλούσιος) написана выдающимся раннехристианским апологетом и богословом Климентом Александрийским в конце II века. Она адресована представителям состоятельной и образованной христианской молодежи Александрии, желающим сгладить противоречия между своей верой и экономическим и социальным положением. Одной из проблем для них являлся евангельский рассказ о богаче, которому Иисус сказал: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» (Мк. 10:21; Лк. 18:22; Мф. 19:21), — слова, казалось бы, однозначно указывающие на невозможность богатым войти в Царство Божие. Климент в своей проповеди показывает, что все не так безнадежно и не следует понимать это указание буквально: «Спаситель ничему не учит Своих последователей так, как другие люди, но внушает... проникать в сокровенный смысл слов» (Quis divus, 5). Он разрушает стереотип о благочестивых бедняках и нечестивых богачах и указывает на важность личных усилий на пути к добродетели. Богатые и бедные дополняют друг друга, ведь первые раздают милостыню вторым, а те молятся за них, ключ к спасению — благотворительность. Кроме того, чтобы избегать ошибок, состоятельным людям стоит взять себе наставника. Таким образом, Климент прокладывает средний путь между стремлением к роскоши, которое встречалось у некоторых гностиков, и полного отречения от богатства, характерного для энкратитов. При рассмотрении этой проблемы Климент, как и в других случаях, опирался не только на Писание, но и на сочинения античных философов, особенно платоников и стоиков. Вопрос о соотношении богатства, бедности и добродетели решался представителями различных течений диаметрально противоположно,  достаточно вспомнить хотя бы Диогена Синопского и Аристотеля. Климент трактует слова Христа в русле стоического учения о благах о том, что все материальные вещи нравственно индифферентны. Богатство не должно иметь бóльшей власти над человеком, чем Бог, и он на самом деле не хозяин своим земле, деньгам и другому имуществу, а лишь его распорядитель. В том же духе Климент учит христианскую молодежь в «Педагоге», а позже эту мысль усвоит Ориген.