Тема-рематическая структура детского связного текста
Полина Михайловна Эйсмонт
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
19:00 -
19:30
Ключевые слова, аннотация
детская речь; тема-рематическая прогрессия; устный монолог; связность; цельность; текст
Тезисы
Владение
навыком организации тема-рематической структуры текста, в том числе путем построения
тема-рематических прогрессий (ТРП) [Daneš 1974] разных
типов, их комбинирования и организации в зависимости от
коммуникативных установок говорящего является важным показателем
сформированности умения организовать цельность и связность текста. Единство ТРП определяется ее функционированием в рамках
одного сверхфразового единства, а особенность ее эксплицитного выражения
(посредством местоименных и лексических повторов, эллипсиса и субституции)
отражает степень владения разнообразием средств связности для передачи
референциальных связей между объектами повествования.
Для анализа степени усвоения навыков
построения связности текста были выбраны тексты, полученные при проведении
серии экспериментов по методике извлеченного рассказа с русскоязычными детьми трех возрастных групп: старшие дошкольники (5-6 лет), учащиеся младших классов (8-9 лет) и средней школы (12-13 лет). Наиболее
частотным типом ТРП вне зависимости от возраста детей, формы текста
и типа стимула оказались прогрессии со сквозной темой, второй по
частотности оказались линейные ТРП, что коррелирует с результатами,
полученными при анализе тема-рематической структуры текста по методике Л.В.
Сахарного [Эйсмонт 2008]. Для старшего дошкольного
возраста статистически значимой оказалась разница в типах ТРП в текстах,
полученных на материале вербального и невербального стимула (p<0,05), для двух других возрастных групп влияние
формы текста и типа стимула статистически не значимы. Также статистически
значимым фактором в выборе типа ТРП при построении устного связного текста
оказался возраст детей (и для вербального, и для невербального стимулов p<0.05), однако разница между младшими школьниками и
детьми среднего школьного возраста в построении письменных текстов на базе
невербального стимула статистически значимой не была. Эти данные также
подтверждают выводы, сделанные при анализе особенностей организации цельности
устного текста, порожденного на базе вербального стимула: дети младшего
школьного возраста при пересказе вербального стимула, в отличие от детей
среднего школьного возраста, склонны просто воспроизводить авторские структуры
без их осмысления и понимания.
Исследование поддержано грантом РФФИ № 20-012-00290 «Устный и письменный нарратив как вторичный текст: особенности порождения разными категориями носителей русского языка».
Литература:
Эйсмонт П.М. Семантика и синтаксис спонтанного нарратива (экспериментальное исследование на материале русского языка): дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2008.
Daneš F. Functional sentence perspective and the organization of the text // Papers on functional sentence perspective. Prague, 1974. P. 106-128.
Исследование поддержано грантом РФФИ № 20-012-00290 «Устный и письменный нарратив как вторичный текст: особенности порождения разными категориями носителей русского языка».
Литература:
Эйсмонт П.М. Семантика и синтаксис спонтанного нарратива (экспериментальное исследование на материале русского языка): дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2008.
Daneš F. Functional sentence perspective and the organization of the text // Papers on functional sentence perspective. Prague, 1974. P. 106-128.