Графические инструменты дейксиса в современной поэзии
Екатерина Захаркив
Докладчик
аспирант
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
онлайн
2022-03-18
11:40 -
12:05
Ключевые слова, аннотация
Дейксис, поэтический дискурс, прагмасемантика, графические инструменты.
Тезисы
В докладе, применяя описательный, лингвопрагматический и компонентный анализ, мы проследим специфику «поэтического» дейксиса как одного из способов актуализации поэтического высказывания, формирования коммуникативной ситуации, субъекта и адресата. Мы рассмотрим особые формы реализации и функционирования разных видов дейксиса в новейшей поэзии на материале поэтических текстов двух современных авторов Н. Скандиаки и Р. Дю Плесси. В их поэзии дейктические маркеры не только частотно употребляются, но и выделяются специальными графическими средствами, такими как курсив, кавычки, скобки, полужирный шрифт, транслитерация и др. Это позволяет осуществить «двойной жест» указания: автореференциальный (на собственный план выражения) и непосредственно координирующий (в поэтическом пространстве, времени, коммуникативной ситуации и т.д.): 1) what / speaks? “me” – / her memoirs? 2) multiples that cannot (ever) attach the points there are; 3) {na jetom meste}/ luzhi]; 4) тАк всеми \весами/атакован. При этом графические инструменты, обладая отдельными функционально-семантическими свойствами, вступают в особые отношения с прагматическими средствами языка: дублируя их иллокутивную силу, модифицируя их семантическое значение и даже в некоторых случаях нивелируя их дейктическую функцию. Наш основной тезис состоит в том, что активная разработка дейктических средств поэтического высказывания в современной поэзии связана с влиянием Интернета как новой сферы реализации поэтического высказывания в рамках компьютерного интерфейса, транслирующего интенсивный информационный поток, что в свою очередь требует дополнительных средств активизации читательского внимания. В ходе исследования будут проанализированы различные прагмасемантические модификации, как реализуемые за счет особой авторской графики, так и обусловленные спецификой современного поэтического дискурса в целом.