Политический дискурс: активные речевые тактики
Светлана Васильевна Мощева
Докладчик
доцент
Ивановский государственный химико-технологический университет
Ивановский государственный химико-технологический университет
184
2022-03-17
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
политический
дискурс; речевые тактики; языковые средства; остенсивная коммуникация; манипулирование
Тезисы
Политический дискурс привлекает исследователей,
работающих не только в области лингвистики, когнитологии, психологии, но и междисциплинарности,
поскольку обладает следующими характерологическими особенностями: гибридностью,
синтетичностью, диалогичностью, ризомностью мышления, т.е. нелинейностью,
ориентированностью на множественность подходов, на свободный переход от одной
темы к другой, способностью управлять процессом «смыслопорождения и
смыслопотребления».
Этому способствуют и процессы
формирования современного общества, которое базируется на развитии индустрии
информационных и телекоммуникационных услуг, создании информационной среды,
ориентированной на массового пользователя. При этом язык как особая знаковая
система, с помощью которой осуществляется общение, в том числе процесс
мышления, хранения и передачи информации, приобретает особую роль.
Отметим, что природа политических
выступлений неоднозначна. Они объединяют в себе особенности политического
дискурса в качестве коммуникативно-деятельностного феномена, связанного с
комплексным воздействием на субъект традиций, социальных и профессиональных
норм, правил языка, речи и поведения, а также рекламного дискурса, который
характеризуется полиинтенциональной направленностью. Кроме того, текст
политического выступления можно отождествить и с реализацией сверхречевого
акта, определяемый нами как единство, объединенное иллокутивной целью и
запланированной перлокуцией, которые сформированы на основе прагматических
установок продуцента и реципиента коммуникативного события.
Одной из главных функций политической
коммуникации считается передача информации, которая сопровождается имплицитным
или эксплицитным выражением оценки, языковыми средствами и речевыми приемами,
побуждая аудиторию к определенной реакции на передаваемую информацию.
Можно выделить универсальные речевые
тактики, например, нагнетание информации, коннотация истины, реконструкция диалога.
Однако тактика саморекламы является ведущей в политической коммуникации и
частотно актуализируется за счет использования экспрессивных речевых актов с иллокуцией
комплимента и порицания.
Процесс манипулирования в первую очередь
направлен на эмоциональную составляющую, затрагивая чувства неприязни, радости,
страха, патриотизма и т. д. Правильный выбор языковых средств позволяет
достигнуть определенных целей, таких как вызов гнева или, наоборот, усиление
чувства симпатии в сознании слушателей. Испытанные реципиентом эмоции, в свою
очередь, влияют на его действия и поведение.
Отнесение политического дискурса к
остенсивно-инференциальному типу коммуникации задает определенные параметры
исследования и позволяет его рассматривать как полиинтенциональную систему.