50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Апофатическая поэтика Г. Р. Державина

Evgeniy Mikhailovich Matveev
Докладчик
независимый исследователь

онлайн заседание
2022-03-17
16:40 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Г. Р. Державин, лирическая система, апофатическая поэтика, отрицание, контраст

Тезисы

Известно, что в теологии существует два принципиально разных метода богопознания: катафатический и апофатический: «если путь утверждений, т. е. катафатическое богословие, прилагает к Богу все наивысшие совершенства, которые только мыслимы в мире (например, благость, мудрость, жизнь, любовь, бытие), то апофатический путь отрицает все несвойственное Богу» (Свящ. Владимир Шмалий Апофатическое (отрицательное) богословие // https://www.pravenc.ru/text/75768.html). Эти два пути познания используются не только в теологии. Как отмечает свящ. В. Шмалий, «в плоскости дискурсивного мышления логика отрицаний применима во всяком познавательном процессе. Процесс познания носит двоякий характер. Можно пытаться обнаружить у исследуемого объекта черты сходства, моменты общности с уже известными объектами и явлениями, и тогда этот метод познания следовало бы назвать методом аналогий. Либо, стремясь познать «самую суть» явления или объекта, можно указывать на особенные черты познаваемого явления, отличные и несводимые к общему, – этот метод будет методом отрицаний: данный объект не есть то-то и то-то, он не обладает такими-то и такими-то качествами» (Там же). Апофатический метод познания обнаруживается в художественном мире Г. Р. Державина. В частности, апофатические свойства Бога описаны Державиным в его самой знаменитой духовной оде – оде «Бог» (Бог – это дух, «кому нет места и причины, / Кого никто постичь не мог»; ему «числа и меры нет», он «неизъяснимый, непостижный» и т. д.). Подобные пассажи встречаем и в державинской нерелигиозной лирике: обращает на себя внимание частотный в державинской поэзии способ описания различных объектов через отрицание. Например, кротость «не тщеславна, не спесива», ее язык и взгляд «не обидел / Нигде, никак и никого» («Гимн кротости»); через набор отрицаний описывается феномен старости: «Не сильно нежит красота, / Не столько восхищает радость, / Не столько легкомыслен ум, / Не столько я благополучен» («На смерть князя Мещерского»); воспевая Екатерину II, поэт пишет: «Не слишком любишь маскарады, / А в клоб не ступишь и ногой … Не донкишотствуешь собой … Не ходишь с трона на Восток… Не оскорбляешь никого» («Фелица») и т. д. Задачи настоящего доклада состоят в том, чтобы: а) проанализировать приемы апофатической поэтики Державина, которая, как представляется, является важным элементом его лирической системы, б) выявить принципы функционирования отрицаний в его поэзии, в) проанализировать, как соотносятся апофатический и катафатический способы описания объектов (именно за счет их соединения возникает державинская поэтика контраста).