Апофатическая поэтика Г. Р. Державина
Evgeniy Mikhailovich Matveev
Докладчик
независимый исследователь
онлайн заседание
2022-03-17
16:40 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Г. Р. Державин, лирическая система, апофатическая поэтика, отрицание, контраст
Тезисы
Известно, что
в теологии существует два принципиально разных метода богопознания:
катафатический и апофатический: «если путь утверждений, т. е. катафатическое богословие, прилагает к Богу все
наивысшие совершенства, которые только мыслимы в мире (например, благость,
мудрость, жизнь, любовь, бытие), то апофатический путь отрицает все
несвойственное Богу» (Свящ. Владимир Шмалий Апофатическое (отрицательное)
богословие // https://www.pravenc.ru/text/75768.html).
Эти два пути познания используются не только в теологии. Как отмечает свящ. В. Шмалий,
«в плоскости дискурсивного мышления логика отрицаний применима во всяком
познавательном процессе. Процесс познания носит двоякий характер. Можно
пытаться обнаружить у исследуемого объекта черты сходства, моменты общности с
уже известными объектами и явлениями, и тогда этот метод познания следовало бы
назвать методом аналогий. Либо, стремясь познать «самую суть» явления или
объекта, можно указывать на особенные черты познаваемого явления, отличные и
несводимые к общему, – этот метод будет методом отрицаний: данный объект не
есть то-то и то-то, он не обладает такими-то и такими-то качествами» (Там же).
Апофатический
метод познания обнаруживается в художественном мире Г. Р. Державина. В
частности, апофатические свойства Бога описаны Державиным в его самой
знаменитой духовной оде – оде «Бог» (Бог – это дух, «кому нет места и причины, / Кого никто
постичь не мог»; ему «числа и меры нет», он «неизъяснимый, непостижный»
и т. д.). Подобные пассажи встречаем и в державинской нерелигиозной лирике: обращает
на себя внимание частотный в державинской поэзии способ описания различных
объектов через отрицание. Например, кротость «не тщеславна, не спесива»,
ее язык и взгляд «не обидел / Нигде, никак и никого» («Гимн
кротости»); через набор отрицаний описывается феномен старости: «Не сильно нежит красота, / Не столько восхищает радость, / Не столько легкомыслен ум, / Не столько я благополучен» («На смерть
князя Мещерского»); воспевая Екатерину II, поэт пишет: «Не
слишком любишь маскарады, / А в клоб не
ступишь и ногой … Не донкишотствуешь
собой … Не ходишь с трона на Восток…
Не оскорбляешь никого» («Фелица») и
т. д. Задачи настоящего доклада состоят в том, чтобы: а) проанализировать приемы
апофатической поэтики Державина, которая, как представляется, является важным
элементом его лирической системы, б) выявить принципы функционирования
отрицаний в его поэзии, в) проанализировать, как соотносятся апофатический и
катафатический способы описания объектов (именно за счет их соединения возникает
державинская поэтика контраста).