Эстетическая условность и достоверность театрального действа
Елена Георгиевна Логинова
Докладчик
доцент
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Вторичное моделирование; условность; диалогичность; театральные коды;
метарепрезентирование.
Тезисы
В докладе предлагается рассматривать драматургическое
произведение как результат вторичного моделирования («вторичная моделирующая
система» [Лотман 2002]), а театральную постановку как процесс и результат
последующего моделирования, которое предполагает взаимодействие разноуровневых
систем театральных кодов, направленное на создание у зрителя чувства эстетического
сопереживания и непосредственного эмоционального соучастия.
Включение театра в ряд моделирующих систем позволяет увидеть в нем
характерные для моделей черты (условность, аппроксимация и пр.), а также
выявить то, что отличает театр как многосторонний репрезентант опыта. Развивая подход Ю.
М. Лотмана, обоснованно говорить о соединении практического опыта с условностью
и кодовой системы с многозначностью ее интерпретации. В театре не условно только
присутствие зрителя, на которого ложится когнитивная нагрузка, включающая
интерпретацию происходящего на сцене и формирование смысла с учетом не только
эксплицитно выраженного, но и имплицитно представленного опыта.
Условность театра
в целом и театральной постановки в частности рассматривается нами в разных
плоскостях: от потенциальной семиотической гетерогенности и апеллятивной
природы пьесы к театральности и экспрессивности постановки, предполагающей
метарепрезентирование. Исходя из этого, взаимоотношение условности и
достоверности трактуется нами как проявление диалогичности, которая в театре приобретает свойство
«приращения» смыслов, усиливающих коммуникативный эффект театрального
перформанса.
Диалогичность не
ограничивается ситуациями, когда происходит речевое взаимодействие между
участниками сценического действа (персонажами, актерами), которое следует в той
или степени принципам реального общения. Это еще и выражение отношения к
собственному высказыванию; диалог драматурга с читателем; режиссера со
зрителем; пьесы со спектаклем; диалогичность между знаками в рамках одной кодовой
системы и «диалог» разных систем театральных кодов. Кроме того, диалогические
отношения в театре – это диалог текста с контекстом, где последний выступает в
функции актуализатора связи между означающим и означаемым знака, что дает
возможность зрителю понять коммуникативное намерение режиссера и соотнести свой
опыт с опытом режиссера.