50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Драма Димитрия Ростовского «Кающийся грешник»

Марина Анатольевна Федотова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

онлайн (188)
2022-03-16
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Димитрий Ростовский, театр, пьесы, декламация, источниковедение, атрибуция

Тезисы

Существование пьесы «Кающийся грешник», как и ее атрибуция Димитрию Ростовскому, долгое время ставились под сомнение. 
В историографии российского театра впервые эта драма Димитрия Ростовского была упомянута среди других спектаклей, поставленных по его пьесам, членом Российской академии наук Якобом Штелиным. Самым убедительным свидетельством ее существования являются два хорошо известных и не раз цитируемых пересказа пьесы: русского драматурга князя А. А. Шаховского и актера Ивана Носова. Еще одним, к тому же самым ранним, доказательством существования пьесы «Кающийся грешник» является ее использование в драме рязанского школьного театра 1720-х годов. Все это доказывало факт ее существования, но еще не доказывало ее атрибуцию Димитрию Ростовскому.
Обнаруженный нами среди сочинений ростовского митрополита в рукописи ГИМ, собр. А. И. Хлудова, № 25 список драмы «Суд кающегося грешника перед Богом» доказывает ее написание и постановку в Ростовской школе святителя Димитрия. Пьеса была создана как отдельная декламация и почти полностью соответствует 1–4-му явлениям 2-го действия «Успенской драмы» Димитрия Ростовского.
В 1750-е годы, в период царствование Елизаветы Петровны, драма «Кающийся грешник» была, вероятно, дополнена новыми персонажами и новыми сценами при ее постановке в ярославском театре Ф. Волкова, а также на сцене придворного театра императрицы, тем самым став новой сценической редакцией ранее существующей пьесы.