50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

РОССИЙСКАЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ВЕРБИЦКОЙ

Irina Yuryevna Pavlovskaya
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25
2022-03-15
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

фонетика, фонология, фонетические навыки, фонологическая компетенция, фонетическая вариативность

Тезисы

За последние два-три десятка лет фонетистам неоднократно приходилось сетовать на то, что Золотой век фонетики как царицы всех языковедческих наук прошел, что в западном и, тем более, восточном методическом пространстве никто серьезно не занимается развитием методов обучения фонетическим навыкам. Этому есть свои методические и технологические причины. Стирание границ между языковыми территориями открыло доступ к естественной лингвистической среде, средства массовой информации предоставляют многочисленные образцы аутентичной речи на любых языках в удаленных условиях, поэтому нет необходимости создавать специальные методы и приемы фонетического тренинга, как артикуляторного, так и перцептивного. В коммуникативном подходе все заменяет общение, в котором произношение уходит в аспект устной речи, а перцепция – в аспект аудирования. Ушли в прошлое медиатеки с коллекциями аудиозаписей иноязычной речи и настенные карты с сагиттальным разрезом головы для изучения органов речи. Все можно увидеть в интернете и услышать, если не живьем, то в он-лайн трансляции. Однако, имитация произношения не освобождает от необходимости разъяснения сходств и различий фонетических систем различных языков и сознательного тренинга артикуляции и фонетической перцепции. Российская методическая школа с самого начала прочно опиралась на достижения выдающихся лингвистов-фонетиков – Н. С. Трубецкого, И. А. Бодуена де Куртене, В. А. Богородицкого, А. И. Томсона, Л. В. Щербы, Р.И. Аванесова, М.В. Панова, А.А. Реформатского, Л.Р. Зиндера, Л. В. Бондарко. Особое место в становлении Российской фонетической школы занимает творчество Л.А. Вербицкой, выдающегося фонетиста и методиста. В нем в лучших традициях отразилась связь между экспериментальной фонетикой («Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи», 1979) и методикой преподавания произношения русского языка как иностранного («Учебник РЯ для студентов 1 курса». — Дорум, США, 1991).  В настоящее время такой подход получил новый импульс в связи с изменением функций языка в цифровом пространстве и со сменой парадигмы в обучении языкам.