РОССИЙСКАЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ВЕРБИЦКОЙ
Irina Yuryevna Pavlovskaya
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 25
2022-03-15
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
фонетика, фонология, фонетические навыки,
фонологическая компетенция, фонетическая вариативность
Тезисы
За последние
два-три десятка лет фонетистам неоднократно приходилось сетовать на то, что
Золотой век фонетики как царицы всех языковедческих наук прошел, что в западном
и, тем более, восточном методическом пространстве никто серьезно не занимается
развитием методов обучения фонетическим навыкам. Этому есть свои методические и
технологические причины. Стирание границ между языковыми территориями открыло
доступ к естественной лингвистической среде, средства массовой информации
предоставляют многочисленные образцы аутентичной речи на любых языках в
удаленных условиях, поэтому нет необходимости создавать специальные методы и
приемы фонетического тренинга, как артикуляторного, так и перцептивного. В
коммуникативном подходе все заменяет общение, в котором произношение уходит в
аспект устной речи, а перцепция – в аспект аудирования. Ушли в прошлое
медиатеки с коллекциями аудиозаписей иноязычной речи и настенные карты с сагиттальным
разрезом головы для изучения органов речи. Все можно увидеть в интернете и
услышать, если не живьем, то в он-лайн трансляции. Однако, имитация
произношения не освобождает от необходимости
разъяснения сходств и различий фонетических систем различных языков и
сознательного тренинга артикуляции и фонетической перцепции. Российская
методическая школа с самого начала прочно опиралась на достижения выдающихся
лингвистов-фонетиков – Н. С. Трубецкого, И. А. Бодуена де Куртене, В. А. Богородицкого,
А. И. Томсона, Л. В. Щербы, Р.И. Аванесова, М.В. Панова,
А.А. Реформатского, Л.Р. Зиндера, Л. В. Бондарко. Особое место в становлении Российской
фонетической школы занимает творчество Л.А. Вербицкой, выдающегося фонетиста и
методиста. В нем в лучших традициях отразилась связь между экспериментальной
фонетикой («Проблемы и методы экспериментально-фонетического
анализа речи», 1979) и методикой преподавания произношения русского языка
как иностранного («Учебник РЯ для студентов 1 курса». — Дорум, США, 1991). В настоящее время такой подход получил новый
импульс в связи с изменением функций языка в цифровом пространстве и со сменой
парадигмы в обучении языкам.