50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Ученический Серебряный век на страницах школьной периодики начала ХХ века

Юлия Борисовна Балашова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

(онлайн, МСТимз).
2022-03-21
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Школьная журналистика, Серебряный век, подражание.

Тезисы

Общекультурный и общественно-политический подъём начала ХХ века определил конструктивные изменения в такой достаточно консервативной сфере, как образование. В начале века удалось преодолеть устойчивую тенденцию отчуждения учеников от школы. В лучших, прежде всего, частных школах (в Петербурге это гимназия и реальное училище К.И. Мая, Тенишевское училище) культивировалось неформальное обучение, действовали различные кружки, издавались журналы, альманахи, сборники. В результате средняя школа новаторского типа формировала вовлекающую социально-культурную среду, создавала "людей модерна" (В. Набоков, О. Мандельштам и др.). Особая роль принадлежала школьным кружкам, выполняющим социализирующие функции; именно они инициировали выпуск литературной периодики. На рубеже веков школьная журналистика была официально легализована; более того, средне-учебным заведениям предписывалось поощрять такого рода творческую инициативу. Рассматриваются такие школьные издания, как "Майский сборник", журнал "Юная мысль", альманахи "Маяк", "Искорки" и др. Литературные тексты, созданные школярами, в основном представляют собой творческий отклик на учебную программу, выступают фактором её освоения. В обозначенном ключе написаны ученические произведения, имитирующие фольклор и подражающие классическим образцам русской литературы. Живую модернистскую практику школяры осваивали в большей степени самостоятельно, в том числе и в критическом жанре. Разнообразие модернистской культуры, в контексте которой сложился массовый её вариант, позволяет говорить о культурной вертикали; ученические издания, не претендуя на статус литературных "аристократов", тем не менее отчётливо стремились подражать последним и в этом смысле занимали свою нишу в системе литературной периодики Серебряного века.