Повесть А. Е. Измайлова "Бедная Маша": особенности повествования
Анна Юрьевна Тираспольская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-17
17:10 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Измайлов А.Е.; повествование; сентиментализм;
сатирико-бытовая проза.
Тезисы
Повесть «Бедная
Маша» (1801), равно как и имя её автора – Александра Ефимовича Измайлова – занимают
в истории русского сентиментализма отчасти изолированную позицию. Причиной тому
служит «пограничное» положение творчества писателя в системе русской литературы
рубежа XVIII – XIX вв., обусловленное тем, что в его произведениях наряду с
излишней мелодраматизацией сюжета присутствует немало черт сатирико-бытового
плана (ср. также комментарий: «А. Измайлов известен как нравоучительный
писатель, испытавший воздействие сентиментализма»[1; с. 590]). Текст «Бедной
Маши» в полной мере демонстрирует названные особенности манеры повествования
автора. При отсутствии в произведении темы социального неравенства главных
героев конфликт полностью переносится в морально-нравственную сферу и
редуцируется до семейно-бытовой драмы. Рассказ о роковом браке главной героини
с двоеженцем ведётся повествователем от 3-его лица, события излагаются строго в
хронологическом порядке. Помимо чёткого соблюдения хронологии, стиль нарратора
отличает неторопливость рассказа, описания и суждения пронизаны особой
рассудительностью, что позволяет назвать манеру повествования «степенной». Другая
отличительная черта произведения – пристальное внимание к бытовой стороне жизни
персонажей: в повести подробно описывается уклад жизни героев –
чинно-стабильный, традиционный до старомодности и в чём-то наивный. Тем ярче в этом
незыблемом в своих стабильности и размеренности мире вспыхивает из ряда вон выходящее
трагическое событие – двоежёнство Машиного мужа. Показательно, что в рамках повествуемого
мира, накрепко привязанного к быту (который, как представляется, служит героям своеобразным
«якорем» в любых жизненных ситуациях), даже о вопиющем поступке Милова семейству
Маши сообщают именно «в ряду» календарных, бытовых событий и фактов как то: поздравления
с началом поста, поездки в другой город и напоследок – анализа качества местных
алкогольных напитков. Более того, «простые» герои (недаром повесть начинается с
указания фамилии Машиных дяди и тёти – Простаковы!), без остатка погруженные в
мир быта, и характеристики людям дают в соответствии с их «гастрономическими»
привычками. Так, например, узнав о двоежёнстве своего зятя, дядя Простаков,
желая указать на его двуличие, восклицает: «Проклятый! У нас он не всякий день
пил и наливки, а теперь со своей женою изволит, чай, кушать по постам кофе со
сливками» [1; с. 106].
Местами в «степенный»
тон повествования неожиданно врывается ирония, очевидно, присущая нарратору. Ярким
примером этому служит рассказ о первой попытке самоубийства Милова, в котором
пускающий кровь лекарь именуется «привилегированным губителем человеческого
рода» [1; с. 108].
Литература
1. Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского
сентиментализма. М., 1990.