Топология телесности в ранней лирике Маяковского
Олеся Равильевна Темиршина
Докладчик
профессор
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
201 (онлайн)
2022-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Тело, пространство, граница, топология субъекта,
объект, метафора, Маяковский
Тезисы
Объектом исследования стала
мотивно-образная парадигма телесности в дореволюционной лирике Маяковского. Телесность в поэзии Маяковского оказывается
глубинным онтологическим основанием сферы лирической субъективности в ее
отношениях с «внешней реальностью». Для анализа области телесного в таком
ракурсе необходимо исходить из общей модели, которая бы включала в себя
пространственные категории (внешнее/внутреннее пространство, граница) и
лирического субъекта.
Отсюда
и методология работы. Принципиально важной для исследования стала концепция
топологии субъекта, разработанная А.Ш. Тхостовым. В рамках этой идеи бинарное
субъект-объектное членение реальности заменяется триадой «субъект – граница –
объект». Под границей понимается широчайшая область телесного, которая,
располагаясь между субъектно-личностным и объектным полюсами, в отдельных
случаях может сдвигаться в ту или иную сторону.
Сущностной
особенностью топологии субъекта в ранней лирике Маяковского является
подвижность границы между внешним объектным и внутренним субъектным полями,
что приводит к образу динамической и нестабильной телесности, которая ярко представлена
в дореволюционной лирике поэта.
Смещение
телесной границы между субъектом и внешним пространством в дореволюционной поэзии
Маяковского приводит к двум моделям телесности: (1) внешнему миру приписываются
свойства человеческого тела; (2) человеческому телу атрибутируются свойства
вещного внешнего мира.
(1)
Отелеснивание мира в ранней лирике Маяковского раскрывается в трех аспектах:
наделение физического пространства свойствами и атрибутами человеческого тела,
интерпретация неконкретных/абстрактных понятий через телесный код; реализация
метафоры.
(2)
Граница между субъектом и объектом может сдвигаться и в противоположную
сторону, от внешнего мира к телесности. Если в предыдущем случае мир был похож
на тело, то здесь тело становится подобным миру, оно овеществляется и
объективируется. По
нашим наблюдениям, в ранней лирике Маяковского доминирует первая модель. Это свидетельствует о том, что при
нейтрализации границы между субъектом и объектом Маяковский отталкивается от
полюса субъекта. Соответственно телесная
граница в трихотомии «субъект – тело (граница) – объект» сдвигается вправо, что
приводит к радикальному расширению телесных границ субъекта: он становится
огромным и стремится поглотить мир, внеположный по отношению к нему. В
результате такого поглощения нейтрализуется мучительная разорванность между
внешним и внутренними планами: субъектное и объектное сливаются, формируя глобальное
мировое тело. Такое схлопывание пространства реанимирует в дореволюционной
лирике Маяковского древнейшие мифопоэтические смыслы, связанные с образом
космического божественного тела, сопрягающего микро- и макрокосм.