Концепция полимодального обучения чтению с помощью аудиокниги: результаты тестирования
Елизавета Дмитриевна Козлова
Докладчик
ассистент
НИТУ МИСиС
НИТУ МИСиС
ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова:
аудиокнига, полимодальное обучение, обучение чтению
Тезисы
Целью
обучения чтению являются извлечение и осмысление содержащейся в тексте
информации. Методики обучения чтению направлены на повышение эффективности этих
процессов. Мы полагаем, что представление текста в аудитивной и визуальной
модальностях одновременно позволит воспринимать информацию параллельно и
улучшит уровень ее понимания.
Учащиеся современной средней школы в основном пренебрегают экстенсивным чтением художественной литературы на изучаемом языке. В аудиторное время читаются небольшие по объему текстовые фрагменты из учебных пособий. Эти факторы приводят к низкому уровню широких умений чтения. Так, по результатам входного тестирования с помощью диагностического онлайн-теста по английскому языку еSELT 3 было определено, что учащиеся среднего звена, имеют низкий уровень сформированности умений чтения. Однако, использование полимодальных средств в цифровой среде может повысить мотивацию учащихся к чтению, а также сделать его более эффективным.
Одним из наиболее перспективных цифровых инструментов представляется аудиокнига. Она обладает следующими преимуществами:
1) позволяет реализовывать взаимосвязанное обучение, так как одновременно развивает умения чтения и аудирования;
2) в комплекте с произведением в текстовом формате представляет собой полимодальный текст, который активизирует аудиальный и визуальный каналы восприятия учащихся;
3) с произведениями художественной литературы представляют собой ценный социокультурный и лингвистический материал и является образцом аутентичной звучащей речи.
В представляемом педагогическом эксперименте используются аудиокниги из серий Oxford Bookworms и Dominoes британского издательства Oxford University Press. В ходе обучения учащимся предложен выбор из набора книг соответствующего им уровня (Stage 1/Stage 2 в серии Oxford Bookworms и Level 1/Level 2 в серии Dominoes). Во внеаудиторное время учащиеся самостоятельно читают и прослушивают выбранную книгу в мобильном приложении Oxford Books или на сайте (www.oxfordlearnersbookshelf.com). Текущий контроль чтения осуществляется с помощью выполнения заданий, представленных после каждой главы произведения, а также с помощью выполнения письменных заданий по прочитанному тексту. В конце экспериментального обучения ученики представляют презентацию книги, включающую информацию о названии, авторе и жанре выбранной книги; основной проблеме произведения и ее актуальности; героях произведения и рекомендации другим читателям. Кроме того, обучение завершается итоговым тестированием, необходимым для определения эффективности разработанной методики.
В случае если умения чтения учащихся будут значительно развиты, полимодальный подход докажет свою эффективность.
Учащиеся современной средней школы в основном пренебрегают экстенсивным чтением художественной литературы на изучаемом языке. В аудиторное время читаются небольшие по объему текстовые фрагменты из учебных пособий. Эти факторы приводят к низкому уровню широких умений чтения. Так, по результатам входного тестирования с помощью диагностического онлайн-теста по английскому языку еSELT 3 было определено, что учащиеся среднего звена, имеют низкий уровень сформированности умений чтения. Однако, использование полимодальных средств в цифровой среде может повысить мотивацию учащихся к чтению, а также сделать его более эффективным.
Одним из наиболее перспективных цифровых инструментов представляется аудиокнига. Она обладает следующими преимуществами:
1) позволяет реализовывать взаимосвязанное обучение, так как одновременно развивает умения чтения и аудирования;
2) в комплекте с произведением в текстовом формате представляет собой полимодальный текст, который активизирует аудиальный и визуальный каналы восприятия учащихся;
3) с произведениями художественной литературы представляют собой ценный социокультурный и лингвистический материал и является образцом аутентичной звучащей речи.
В представляемом педагогическом эксперименте используются аудиокниги из серий Oxford Bookworms и Dominoes британского издательства Oxford University Press. В ходе обучения учащимся предложен выбор из набора книг соответствующего им уровня (Stage 1/Stage 2 в серии Oxford Bookworms и Level 1/Level 2 в серии Dominoes). Во внеаудиторное время учащиеся самостоятельно читают и прослушивают выбранную книгу в мобильном приложении Oxford Books или на сайте (www.oxfordlearnersbookshelf.com). Текущий контроль чтения осуществляется с помощью выполнения заданий, представленных после каждой главы произведения, а также с помощью выполнения письменных заданий по прочитанному тексту. В конце экспериментального обучения ученики представляют презентацию книги, включающую информацию о названии, авторе и жанре выбранной книги; основной проблеме произведения и ее актуальности; героях произведения и рекомендации другим читателям. Кроме того, обучение завершается итоговым тестированием, необходимым для определения эффективности разработанной методики.
В случае если умения чтения учащихся будут значительно развиты, полимодальный подход докажет свою эффективность.