50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Герой-мечтатель в «Белых ночах» Ф. М. Достоевского: адаптации образа в литературе и кино

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: метафикция; экранизация литературного произведения; герой-мечтатель; интертекст; интермедиальность





Тезисы

В докладе рассматриваются киноадаптации образа героя-мечтателя из «Белых ночей» Ф. М. Достоевского. Герой-мечтатель в художественном тексте – это персонаж, порождающий вымышленные миры, а значит, в той или иной степени воплощающий собой фикциональность как таковую. В раннем творчестве Ф. М. Достоевского герой-мечатель, переносящийся из реальности в виртуальное пространство фантазии, занимает одно из центральных мест. В «Петербургской летописи» писатель указывал на способность мечтателя преодолевать пространство и время: «целый мечтательный мир /.../ вдруг овладевает всем бытием мечтателя. Комната исчезает, пространство тоже, время останавливается или летит так быстро, что час идет за минуту». В этой характеристике «мечтательного мира» Достоевский словно предугадал возможности киномонтажа. Неслучайно повесть «Белые ночи» (1848), главный герой которой – мечтатель, неоднократно подвергалась киноадаптациям. По мотивам текста были сняты такие фильмы, как «Белые ночи» Лукино Висконти (1957), «Белые ночи» И. Пырьева (1959), «Четыре ночи мечтателя» Р. Брессона (1971) и др. В своих фильмах Висконти, Пырьев и Брессон дополняют краткий текст «Белых ночей» деталями, взятыми из других петербургских текстов Достоевского, однако темы мечты, мечтательства, мечтателя остаются в центре этих киноповествований.
Задача доклада состоит в том, чтобы сравнить киноадаптации героя-мечтателя из «Белых ночей» с интертекстуальной переработкой этого образа, предпринятой Владимиром Набоковым в романе «Дар». В «Даре» фигура писателя-мечтателя воплощает собой свободное движение фантазии, нестесненное рамками места, времени и медиума. В романе Набокова литературный медиум словно питается кинематографом: не только сюжетные линии отсылают к конкретным фильмам, но в самой композиции повествования используются кинематографические техники (монтажное сведение воедино разных пространств и разных времен, техника «наплыва» и т.д.). Набоковское метаповествование рефлектирует не только порождение литературного текста из «мечтательного мира» героя-писателя, но и то, как это порождение функционирует в общекультурном пространстве, включающем как историю литературы, так и историю кинематографа.