О главных тенденциях в живописи Болгарии ХХ века
Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Лит. О, п.51 (онлайн, MsTeams)
2022-03-19
14:10 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Живопись; тенденция; автопортрет; импрессионистический; символистический; Русев; Димитров-Майстора.
Тезисы
Живопись Болгарии ХХ века в целом развивалась в рамках общеевропейского дискурса с рядом характерных особенностей, которые придавали ей неповторимый национальный колорит, позволяющий говорить о глубокой самобытности болгарской школы. В данном сообщении особое внимание мы сосредоточили на двух главных тенденциях, во многом определивших развитие изобразительного искусства в указанное время. Одна из них- живопись символистического характера, вторая была более связана с импрессионизмом и как следствие - с самой природой Болгарии. По существу именно эти два направления или тенденции стали главными и определяющими не только в ХХ веке, но и сегодня они формируют дальнейшее развитие искусства в этой стране. Наиболее ярким представителем символистической тенденции был, с нашей точки зрения, Светлин Русев (1933-2018 ), классическим представителем второй (импрессионистической) являлся Владимир Димитров-Майстора ( 1882-1960). В предыдущих сообщениях на тему нами уже давались некоторые характеристики творчества того и другого мастера, но сегодня представляется важным сделать ещё несколько важных дополнений и уточнений для создания более ясной картины в понимании творчества названных мастеров, своего рода столпов живописной школы Болгарии ХХ века, какими, например, во Франции были Пикассо и Матисс. Все это, разумеется, не значит, что все другие мастера не вносили чего-то нового по сравнению с названными, но именно на примере этих художников наиболее четко предстает история развития живописи Болгарии указанного периода. В качестве конкретного объекта исследования были взяты автопортреты, в которых, как представляется, наиболее характерно выразились особенности творческого метода того и другого мастера. Каждый из них оставил в своих произведениях некое послание человечеству, их портреты производят сильное впечатление не только на тех, кто лично знал художников, но и на совершенно незнакомых с ними людей разного возраста и социального положения. Если в автопортретах Димитрова-Майсторы явно просматривается влияние народного искусства, национального колорита, то в работах Русева акцент делается на исторический контекст, вся драматическая история этой страны ощущается в том, как он подходит к решению поставленной непростой задачи: изображению не столько внешнего облика, сколько внутреннего мира художника.