Поэтическая видеоимпровизация как синтез литературы и кино
Алексей Олегович Филимонов
Докладчик
Boston College
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
19:00 -
19:30
Ключевые слова, аннотация
поэзия; кино; импровизация; текст; видео; селфи
Тезисы
Поэтическая
видеоимпровизация — новый авторский жанр спонтанного сочинения стихотворения
перед видеокамерой смартфона в режиме селфи или автопортрета с последующим
размещением видеоролика в интернете (на Ютубе) и расшифровкой сочинённого
текста, который может являться самостоятельным литературным произведением.
Желание сочинить
приходит мгновенно, ручка и блокнот не лучшие помощники в пути.
Стихотворение проговариваемое
пишется быстрее, оно точнее отражает первоначальное настроение, которое может
улетучиться при раздумье.
Это пограничный жанр,
его корни уходят к античной мелике, а его воплощение — более трёх тысяч
авторских видеоимпровизаций.
Поэтическая
импровизация парадоксальна, она объединяет видеоряд, где сочинитель является другим
— персонажем и актёром, захватывая происходящее глазком видеокамеры, с
сочиняемым на лету рифмованным стихотворным произведением.
Желание отразить
окружающий мир и сделать его равноправным участником видеоселфи реализуется при
съемке с элементами игрового и документального кино.
Психологическое
состояние сочиняющего, близкое к вдохновению, сопровождается необходимостью
сочинить стихотворение из нескольких строф в ограниченное время, что избавляет
пишущего от привычных табу на неточную рифму, анжамбеманы, чрезмерную
герметичность либо наоборот упрощённость.
Личность или двойник импровизатора
— кто он? Как преодолеть то, что называется отвращением к своему бытию? Комплекс
Нарцисса, который обычно называется самолюбованием, трансформируется в сложное
отношение к своему двойнику, являющимся подлинным либо наоборот мнимым «я»,
подобным отражению Нарцисса в зеркале стихии.
Пространство,
попадающее в кадр или служащее отправной точкой, вызывает ряд ассоциаций,
например, осенний клён в пламени листвы может стать «есенинским» не только в
стихотворении, но играть подобную роль своим обликом.
Также характерны
ассоциации со всем корпусом русской поэзии, возникающие спонтанно. Происходит
медитация, очищения, катарсис.
Играющий арлекин – одна
из масок сочинителя — так, стихи Владимира Набокова писались от имени
персонажей, чтобы представить иную поэтику, нераскрытую автором под именем
Сирин или Набоков.
Видеоимпровизация может
не отражать в словах предметы попавшего в кадр пространства, обращаясь к миру
потустороннему, но, тем не менее, видеоряд имеет значение для целостного
восприятия стихотворения.
Герой — реалист и
мечтатель, предвосхищающий золотой век поэзии, когда люди путем сознания будут
обмениваться поэтическими произведениями.
Некто с рождения нашего
творит и записывает безостановочно нашу жизнь.
Видеоимпровизация — попытка
соавторства и диалога при помощи новейших электронных средств.