О воспитании детей в эпоху Возрождения на примере трактатов XV-XVI вв.
Мария Маратовна Каюмова
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
190, MsTeams
2022-03-17
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
человек-творец; развитие природных способностей; умеренность; добродетель; развитие души и тела
Тезисы
В эпоху Возрождения человек предстает главной пружиной истории. Становится важным развить творческий потенциал, заложенный Творцом, появляется понятие «uomo universale» - универсального человека, литератора, философа, ученого, воплощающего собой идеал нравственности, мудрости и духовности. Образованность становится главным требованием времени.
Буркхардт пишет о том, что в Средние века личность человека как бы дремала, а понятие личности связывалось с принадлежностью к народу, партии или семье. В Италии проявление индивидуального характера становится распространенным явлением. Немалую роль в становлении индивидуального играла и тирания – сами тираны, и все те, кто находился при дворе, использовали все свои способности, чтобы удержаться у власти, а политическая нестабильность заставляла их брать от жизни как можно больше. В республиканских городах с борьбой партий важным фактором для формирования личности стало изгнание. В случае с Петраркой изгнание из отечества содействовало индивидуальному развитию. Изгнание большого количества граждан способствовало формированию космополитизма. Умножение числа людей с высокоразвитой индивидуальностью, стремление к всесторонней образованности, «мода» на ученость – все это приводит к появлению большого количества трактатов о воспитании и обучении детей.
В докладе рассматриваются трактаты итальянских гуманистов Энео Сильвио Пикколомини, Джованни Конверсини да Равенна, Леон Баттиста Альберти, воспоминания учеников Витторино да Фельтре, Паоло Верджерио, Леонардо Бруни и Маффео Веджи. Все они указывают на необходимость воспитания детей с самого младенчества, на обучение в соответствии со способностями и природными качествами. Гуманистической мысли противоречит идея физического наказания – отец и хороший учитель действует на ученика словами, а не побоями. Нельзя ограничивать воспитание юношей заботой о душе, необходимо играть в мяч, подвижные детские игры, ходить на охоту и рыбалку. Смелость и ловкость позволят в будущем участвовать в военных делах, послужить на славу родине. Во всех трактатах прослеживается идея умеренности, необходимости соблюдения баланса между трудом и отдыхом.
Трактат Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях» любопытен тем, что посвящен жене Галеаццо Малатесты – Баттисте Малатесте, и описывает обучение женщин. Благородной синьоре следует позаботиться о том, чтобы читать избранных авторов, грамотно писать, изучать историю. Риторика, которую все гуманисты считают важнейшей наукой, не входит в число женских занятий. Трактаты гуманистов направлены на воспитание гармоничной личности, важнейшие черты которой добродетель и разум.