50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Теория знака и ее значение в рамках современной лингвистической парадигмы (на материале англоязычной художественной литературы)

Нина Феликсовна Щербак
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн заседание
2022-03-15
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

теория знака; иконичность; семиотика; значение слова

Тезисы

Под теорией знака в данном исследовании подразумевается рассмотрение теории референции (ее предыдущие и последующие модификаций, включая треугольник Фреге) с точки зрения возможных современных взглядов на данную проблематику. Используется структурно-семантический анализ, рассматривается герменевтическая составляющая. Важным принципиальным моментом становится неоспоримая «игровая природа» языкового знака (поздние работы Л. Витгенштейна), которая предполагает способность знака к «повторению»  (difference), и отходит от традиционной идеи репрезентации знака (идеи, неоднократно постулируемые в учениях постструктурализма, работах Ж. Деррида и Ж. Делеза).
Данная идея соотносится и в некоторой степени противопоставлена идеям иконичности знака, то есть его способности к «передаче» понятия не опосредованным путем, и имея с ним определенные сходства. В данном случае интересным результатом становится анализ новейших исследований фоно-семантики, в которых иконичность прослеживается на уровне корня слова или суффикса. Принципы иконической близости или насыщенности (Ч. Пирс) позволяют рассматривать данную проблематику на уровне всего текста. Важным результатом исследования стал выявленный результат способности современного художественного текста реализовывать концепты «сжатия», «осцилляции», «мерцания», которые одновременно демонстрируют иконическую природу знака и показывают его возможность к повторению и заложенной в нем неоднозначной трактовки.
Интересной сферой исследования стало положение о традиционно нерасщепляемой природе знака (де Соссюр), который, по мнению проф. Архипова, тем не менее, обладает таким свойством. Разделение плана выражения и плана содержания позволяет говорить о том, что собеседнику при общении «передается» лишь «план выражения», а «план содержания» достраивается слушающим самостоятельно. При такой интерпретации знак имеет возможность принимать фактически любое значение, которое ему приписывает слушающий. Данное положение сходно с идеями, которые выдвигает Павел Флоренской в отношении процесса взаимодействия с иконой («иконным» знаком).
Исследуемые положения согласуются с современными работами по изучению музыкальной речи и других семиотических систем, которые нашли отражение и применены в процессе проведения данного исследования.