Дебют Теннесси Уильямса на советской сцене: "Орфей спускается в ад" в Театре имени Моссовета (1961)
Максим Михайлович Гудков
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Теннесси Уильямс; американская драматургия; советский театр; холодная война; 1960-е гг.; Театр имени Моссовета; пьеса «Орфей спускается в ад»
Тезисы
Перу одного из крупнейших американских драматургов ХХ века Теннесси Уильямса принадлежит несколько десятков пьес, создавать которые он начал еще в 1930-е годы. Однако советской сцены они достигли лишь в «эпоху оттепели» – в начале 1960-х годов.В центре доклада – самая первая постановка уильямсовской драматургии на советских подмостках, которая была осуществлена Театром имени Моссовета в 1961 году, – «Орфей спускается в ад». Дается краткая сценическая история этой пьесы в американском театре (на Бродвее и за его пределами), а также в Европе. Рассматриваются особенности перевода уильямсовской драмы на русский язык, выполненного Юрием Александровичем Осносом и по которому была осуществлена постановка в Москве. Анализируются причины появления «Орфея» на отечественной сцене.Судьба произведения Теннесси Уильямса в театре СССР исследуется в рамках социально-политического и культурного советско-американского макроконтекста холодной войны. На основе редких материалов, находящихся в музее Государственного академического театра имени Моссовета и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), дается анализ сценического воплощения произведения американского писателя и его рецепции советской критикой и зрителем.К сценическому дебюту Теннесси Уильямса в СССР оказались причастны значительныефигуры театральной столицы – актеры Вера Петровна Марецкая, Серафима Германовна Бирман, Сергей Сергеевич Цейц и режиссеры Юрий Александрович Завадский, Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф. Театр, направляемый Реперткомом, прочитал уильямсовского «Орфея» как антиамериканскую по своей направленности пьесу. Постановка грешила крайним упрощением философской проблематики оригинала и сводилась к обличению «буржуазной» Америки, где главные герои выступали мятежниками политического строя США. Моссоветовскому «Орфею» оказались свойственны односторонняя и прямолинейная трактовка образов, чрезмерно социальное, слишком «целомудренное» и оптимистичное режиссерскоерешение. Тем не менее, постановка знаменовала собой начало долгой и довольно успешной истории драматургии Теннесси Уильямса на отечественных подмостках.Данное исследование позволяет расширить представления о театральной судьбе пьес заокеанского автора в Советском Союзе.