Интернет-мемы в современной культуре чтения: русская классика в поисках героя
Ольга Сергеевна Мигутина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлено описание публикаций сообщества в
социальной сети «ВКонтакте» «Literary Memes» — интернет-мемов, посвященных литературе: выявлены самые
популярные авторы и произведения, которые становятся предметом рефлексии
интернет-мема. Дан социологический портрет аудитории сообщества.
Проанализировано, как интернет-мем работает с «традиционной» интерпретацией классического
художественного текста — в частности, как в интернет-меме трансформируется
читательское восприятие героев русской классики.
Тезисы
Современная культура, как показал Г. Дженкинс,
медиаконвергентна: в ней нет четкого разделения на «онлайн» и «офлайн» — а
есть единое поле культурных практик и значений, которые перетекают из
виртуального пространства в реальное и наоборот. Поэтому изучение культурных
процессов, отраженных в сети Интернет, может дать вполне достоверные знания о
том, как функционирует поле культуры в целом. Так обстоят дела в том числе с
культурой чтения.
В докладе представлен результат описания литературных
интернет-мемов, опубликованных в сообществе в социальной сети «ВКонтакте»
Literary Memes за семимесячный период, — выявлены самые популярные авторы
и произведения, которые становятся предметом рефлексии интернета-мема. Дан
социологический портрет аудитории сообщества. Произведено сравнение
«классических» интерпретаций художественных текстов и предлагаемых
интернет-мемом интерпретаций этих же текстов. В ходе анализа полученных данных
мы постарались ответить на следующие вопросы: как интернет-мем
реструктурирует иерархически выстроенное историко-литературное поле — как
трансформируются его конвенциональные ценностные доминанты? Как интернет-мем
работает с «традиционной» интерпретацией художественного текста — за счет
чего интернет-мем трансформирует устойчивые культурные значения? Как в интернет-меме
трансформируется устойчивое восприятие героев русской классики — и кто
оказывается «настоящим» героем?
Полученные выводы позволяют взглянуть на материал в
междисциплинарной перспективе и поставить более широкий вопрос о связи
индивидуального опыта прочтения художественного текста с проблематикой memory studies — о потребности
читателя конструировать собственную идентичность и солидаризироваться с
«воображаемым» сообществом через определенным образом интерпретируемый текст.