Семантика заглавия и христианские аллюзии в пьесе Л. С. Петрушевской «Аве Мария, мамочка»
Мария Александровна Шемякина
Докладчик
студент 3 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Заглавие пьесы Л. С.
Петрушевской «Аве Мария, мамочка» контаминирует неточный зачин католической
молитвы и ласковое обращение к матери, что указывает на смыслообразующую
функцию образа Матери и христианских аллюзий. Каждый из центральных персонажей
ассоциативно тождественен нескольким библейским образам, а их комбинации создают аллюзии на сюжеты Евангелия,
маркирующие путь Христа: Распятие, Погребение, Воскресение. Ангельское восхваление матери в молитве и весть о
скором рождении божественного сына трансформированы в пьесе в пожелание смерти
от лица ребенка, обращенное к матери, Родине, эпохе.
Тезисы
Семантическим ядром пьесы
Л. С. Петрушевской «Аве Мария, мамочка», организующим все структурные уровни
произведения, является образ Матери. Идейная важность трактовки сюжета сквозь
призму христианской картины мира актуализирована отсылкой к образу Девы Марии в
заглавии пьесы. Каждый из центральных персонажей (Артем,
Мать, Женщина, Девушка) ассоциативно отождествляется с несколькими библейскими
персонажами, что сообщает образам амбивалентность. Образ сына Матери Артема является
аллюзией на Иисуса Христа и на святого Артема, одного из Девяти Кизических
мучеников, убитых за христианскую проповедь в языческом городе. Аллюзивный фон
этого образа сосредоточен на идее бессмысленной жертвенности: если жертва Христа во
имя людей и жертва во имя веры святого мученика одухотворены
перспективой спасения, то смерть Артема разрушает жизнь Матери. Контекстуально Девушка
(гражданская жена Артема) ассоциируется с Марией Магдалиной. Семантика имени
героини (Алла — «богиня») связывает значение архетипа Богини-матери с
христианскими образами Богородицы и Магдалины. Женщина ассоциируется с Марией Клеоповой, к которой по преданию снизошел воскресший Иисус. Мать Артема отождествляется
с Богородицей, образ которой объединяет мифологическую и христианскую интерпретации
сюжета за счет их общей архетипической природы. Образ Матери в пьесе
представляет статичную концентрацию вечных ценностей, основанных на
мифологическом миротворчестве, христианской жертвенности и материнском
милосердии. Редукция реплик и сценических действий Матери возводит
деморализацию постперестроечного общества в контекст общечеловеческого
грехопадения, т. к. выраженная богородичным сюжетом жертвенность матери не
способна оградить ребенка от деструктивного влияния социума. Одновременное
присутствие Иисуса (Артем), Девы Марии (Мать), Марии Магдалины (Девушка) и
«другой» Клеоповой (Женщина) отсылает к сюжетам Евангелия, которые
маркируют путь Христа: Распятие, Погребение, Воскресение. Изображенное в
постконфликтной ситуации застывшее состояние
дезориентации после гибели Родины (Мать-Богородица) и национального духа (Артема-Христос)
проблематизирует возможность их воскресения в
реалиях новой неизвестной эпохи через абсурдизацию финала пьесы. Главной жертвой и причиной циклизации социально-бытового
абсурда становится мать. Ироничная контаминация
неточного зачина католической молитвы и ласкового обращения «мамочка» в заглавии
указывает на то, что ангельское восхваление матери в молитве и весть о
скором рождении божественного сына трансформированы в пьесе в пожелание смерти
от лица ребенка, обращенное к матери, Родине, эпохе. Отождествление ангельского и детского слова
демонстрирует тождество авторской и материнской картин мира, организующим
центром которых является ребенок.