Женские образы в «калифорнийских романах» Дж. Лондона
Антонина Сергеевна Садкова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются
женские образы в романах Дж. Лондона «Время-не-ждёт», «Лунная
долина», «Маленькая хозяйка Большого дома» (т. н. «калифорнийских романах»). Здесь впервые в романном
творчестве автора появляется образ женщины-товарища, построенный на соединении
черт романтических героинь и характеристик «новой женщины». Через них автор
выражает свою идею ухода от цивилизации и возвращения к земле, что позволяет
говорить о ведущей роли женских персонажей в этих произведениях и развитии феминистских мотивов в творчестве писателя.
Тезисы
Романы американского писателя Дж. Лондона «Время-не-ждёт»
(«Burning Daylight», 1910), «Лунная долина» («The Valley of the Moon», 1913) и «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little Lady of the Big House», 1916), составляющие цикл «калифорнийских романов»,
представляют собой богатый материал для исследования особенностей женских
образов в позднем творчестве автора. Мотив «возвращения к земле» и связанный с
ним образ нового фронтира способствуют появлению в текстах романов нетипичных
для Лондона женских персонажей. Соединение в образах Д. Мэсон, С. Браун и
П. Дестен черт романтических героинь (особенности портрета) и характеристик «новой
женщины» (прогрессивные взгляды на брак и семью, финансовая независимость) позволяет
говорить о появлении в романном творчестве автора образа женщины-товарища. Вместе
с тем в данных романах женские персонажи предстают выразительницами авторской идеи
ухода от цивилизации, которая «направляет» мужских персонажей, в связи с чем
можно говорить о сюжетообразующей роли женских образов. Квинтэссенцией
авторского размышления о взаимоотношении человека с природой и цивилизацией
является образ Дестен, которая в своём развитии уходит за пределы теорий,
излагаемых мужскими персонажами. Ведущая роль женских персонажей в «калифорнийских
романах» позволяет говорить, кроме всего прочего, о феминистских мотивах в
творчестве Лондона, что в российском литературоведении до сих пор
остаётся недостаточно изученным и, следовательно, является актуальным для
рассмотрения.