Историческая память и новый румынский кинематограф
Анастасия Владимировна Романюк
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются аспекты ревизии исторической памяти в румынском кино XXI в. Анализ содержания фильмов т. н. румынской «новой волны», явившей себя на европейских кинофестивалях в 2000-х гг., свидетельствует о высокой потребности в обществе Румынии к переосмыслению событий прошлого века. Два наиболее неоднозначных эпизода румынской истории — действия румын во время Второй мировой войны и в период строительства социализма — изображаются в кинематографе полемично.
Тезисы
Проработка неоднозначных исторических событий необходима на определенном этапе развития общества. В тексты культуры интегрируются точки зрения, предложения для стратегии переосмысления. Кинематограф становится одной из площадок для дискуссии.
Фильмы румынской «новой волны» характеризуют эту страну как находящуюся в фазе активной ревизии памяти. «Неудобные» исторические события, даже если не помещаются в центр сюжета, дают о себе знать в многочисленных аллюзиях и репликах персонажей. В кинематографе обнаруживается широкий спектр тем: роль Румынии во Второй мировой войне, экономическая и демографическая ситуация при режиме Н. Чаушеску, свержение Чаушеску, советское влияние, жизнь при социализме, место органов государственной безопасности в обществе.
Эти темы проблематизируются в фильмах таких видных румынских режиссеров, как К. Порумбойю, К. Пую, К. Мунджиу, Р. Жуде. Несмотря на скорее пессимистичный тон, с которым авторы обращаются к прошлому, заметна их попытка сделать кинопространство диалогичным, иногда даже ностальгическим. Высказывания в кинематографе Румынии, то умеренные, то более радикальные, выстраивают канву работы с «проблемной» историей. Этот «прорыв» памяти мы попробуем объяснить, опираясь, напр., на труд А. Ассман «Забвение истории — одержимость историей».
Герой румынской «новой волны» живет в мире, сотканном из фрагментов прошлого, от которого ему никуда не деться: будь то советский типовой дом или городской праздник, который выливается в ожесточенный политический спор. Даже невзначай произнесенная фраза о прошлом резонирует с глубокими слоями пространства фильма. Вероятно, разобраться с исторической памятью — программная задача нового румынского героя.