XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Национальная и языковая картина мира на примере чешского медиадискурса

Виктория Витальевна Партолина
Докладчик
студент 3 курса
Сибирский федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются национальная и языковая картины мира, которые транслируют СМИ Чешской республики. Исследование проведено на материале двух интернет-изданий Чехии, «Týden.cz» и «Reflex», с помощью концептологического метода. В результате работы определено, как именно интернет-СМИ транслируют массовую информацию, связанную с актуальной и релевантной для чешской аудитории повесткой дня.

Тезисы

Язык и культура тесно взаимосвязаны. Национальные особенности мышления и поведения устанавливаются в языке и отражаются в нём. В исследовательской работе проанализированы тексты онлайн-изданий Чехии как трансляторов современного состояния языка и концептов, входящих в языковую и национальную картину мира. Настоящая работа требовала выполнения следующих задач: конкретизации определений «семантика», «атрибутивная семантика», «языковая картина мира», «национальная картина мира»; рассмотрения медиатекста, выявления его структуры, проведения анализа материалов чешского медиадискурса.
Так, были рассмотрены тексты, принадлежащие к информационным жанрам журналистики, такие как новость, заметка и репортаж. Целью работы было определение того, как интернет-СМИ «Týden.cz» и «Reflex» транслируют массовую информацию, связанную с актуальной и релевантной для чешской аудитории повесткой дня. Стратегия анализа подразумевала следующее: выявление этимологии слов при помощи современных чешских словарей; изучение их синтагматики и парадигматики; ограничение фреймов на основе контекстов; определение принадлежности слов к  конкретным лексико-семантическим полям.
Сложность исследования заключалась в том, что СМИ в новостных материалах изображают лишь ситуации, связанные с коронавирусом и попытками найти лекарство против него, а в последний месяц — с А. А. Навальным, что способствовало увеличению внимания к России, ее образу в западных СМИ. Предварительные результаты показали, какой сформировался образ России у Чехии за 2020 г. и начало 2021 г., а также какое значение СМИ придали ситуациям, связанным с Навальным, и с тем, что Россия предоставляет вакцину от COVID-19.