XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Американский хоррор и вуду: история образа

Алиса Александровна Самсонова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (филиал в Санкт-Петербурге)

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изображению вуду в американских фильмах ужасов и контексту, в котором эти фильмы существуют. Цель исследования — показать, как эти фильмы влияют на восприятие вуду и его последователей, откуда появились популярные образы зомби и куклы вуду, а также как был сконструирован страх американцев перед вуду.

Тезисы

Начиная с 1930-х гг. и по сей день колдуны вуду, человеческие жертвоприношения и зомби появляются в американских фильмах ужасов. Хорроры про вуду — один из немногих поджанров, который практически не изменился за историю кинематографа. Это стереотипное изображение подвергается критике с начала своего существования: сначала это были последователи вуду, выступающие против очернения своей религии, позднее подключились кинокритики, которые были против очередного шаблонного фильма ужасов. Однако традиция продолжает существовать.
Это исследование поможет понять, почему фильмы про вуду продолжают снимать, и почему они продолжают находить отклик у аудитории. В центре внимания в докладе — фильмы о вуду, начиная с «Белого Зомби» (1932). Особое внимание уделяется культовому фильму «Сердце ангела» (1987) и тому, как он продолжает традиции, заложенные в первых фильмах про вуду, в частности, роль белого человека в ритуалах. Также рассматривается влияние исследований Р. Талланта и А. Метро на изображение вуду в популярных хоррорах.
Исследуемая гипотеза заключается в том, что образ врага конструировался намеренно, эксплуатируя страх перед Другим. В ранних фильмах это было сделано в связи со страхом перед темнокожими людьми, обладающими властью, и фантазиями о том, как будет выглядеть общество, управляемое «дикарями». В частности, «Белый Зомби», положивший начало поджанру, был снят спустя два года после книги «The Magical Island» Уильяма Сибрука, которая, несмотря на свою антинаучность (Сибрук рассказывает о превращении в зомби, использовании кукол вуду и т.д.), была принята в академических кругах.