XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Проблема определения жанра романа Э. Мендосы «Удивительное путешествие Помпония Флата»

Александр Игоревич Слышенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию жанровой специфики романа Э. Мендосы «Удивительное путешествие Помпония Флата». В рамках текста рассматриваются элементы нескольких жанров — детектива, исторического романа, плутовского романа, анализируются принципы реализации и синтеза жанровых элементов, их взаимоотношение с библейскими сюжетами.

Тезисы

Э. Мендоса-и-Гаррига — современный испанский автор, представитель «барселонской школы» писателей. Его творчество отличается чуткой авторской иронией, непрерывной игрой с «правилами» литературы — в т. ч. с рамками жанра. Роман «Удивительное путешествие Помпония Флата» стал смелой попыткой Мендосы смешать свой «фирменный» метод «безумного детектива» с сакральным христианским текстом. В «Путешествии...» сталкиваются несколько на первый взгляд несовместимых пластов, каждый из которых привносит в роман свои характерные элементы.
Мы выделяем три основных жанра, на которые опирается текст «Путешествия...»: детектив, плутовской роман и исторический роман.
Детектив — жанр, оказавший огромное влияние на творчество Мендосы, — явно проявляется и в «Путешествии...». По сути, фабула основной части романа, которая разворачивается в стенах Назарета, построена вокруг клише «убийство в закрытой комнате». Однако фокус явно смещен с поимки убийцы на путешествие главного героя-интеллектуала в компании юного Христа по улицам Назарета начала I в. Этот город и период жизни Иисуса, которые оказываются как бы «темным местом» канонических текстов, должны быть более интересны читателю, чем шаблонная детективная фабула. Подтверждает это и тот факт, что целью героя становится не поимка преступника, а спасение Иосифа.
Также «Путешествие...», как и ранние ироничные детективы Мендосы отсылает к исконно испанскому жанру пикарески. Герой испытывает голод и нужду, вынужден взяться «служить» детективом для Иисуса. Текст указывает на физическую неполноценность героя (расстройство желудка) и не лишен физиологических подробностей. С другой стороны, мы не находим здесь героя-пикаро — маргинализованного, беспринципного, стремящегося вверх по социальной лестнице. Конечная цель Помпония совсем другого рода — он ищет мифический источник мудрости.
Говоря о связи «Путешествия...» с жанром исторического романа, нельзя не заметить внимание к деталям повествования, которое говорит об огромной проделанной работе: исторически верна мотивация римского отряда, достоверно изображено противостояние Назарета римским наместникам. В романе есть дополнение от автора, в котором он указывает источники и комментирует допущенные условности в том, что касается деталей эпохи. При этом нельзя говорить об историзме «Путешествия..» — этот текст-конструкция лишь включает в себя отдельные исторически достоверные элементы, которые подчеркивают тот факт, что весь роман, со слов самого автора — «чистый вымысел».
Таким образом, «Путешествие...» оказывается изобретательной игрой не только с сакральным текстом, но и с литературной традицией. Роман как будто изображает принадлежность к нескольким жанрам сразу и при этом в полной мере не может быть отнесен ни к одному из них.