Онирическая тема и ее функции в альбоме Б. Гребенщикова «День Серебра»
Софья Сергеевна Котельникова
Докладчик
студент 2 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию
принципов воплощения философской концепции Б. Гребенщикова в альбоме «День
Серебра». Текстовый компонент альбома будет рассматриваться как целостное
произведение, обладающее лирическим сюжетом. Основное внимание уделяется анализу
онирической темы, связывающей все стихотворения цикла и образующей его
целостность.
Тезисы
Актуальность доклада
заключается в необходимости построения целостной картины отечественной
рок-поэзии, определения в ней места творческой системы Б. Гребенщикова и понимания
индивидуальной авторской философии и поэтики.
Современные литературоведческие исследования предлагают рассматривать текстовый компонент музыкального альбома как поэтическое произведение. В исследовании тексты песен, составивших альбом «День серебра», определяются как цикл, в которых разворачивается единый лирический сюжет. Целью доклада является попытка обосновать миромоделирующую функцию сна и определить положение конфликта человек/онирическое пространство в цикле. Исследовательский интерес именно к онирической тематике обусловлен ее ролью и значением в структуре рассматриваемых стихотворений. Цикл «День Серебра» можно отнести к жанру медитативной лирики. У Гребенщикова медитация становится способом внутреннего движения к трансцендентной реальности через сон.
Онирический мотив функционально воплощается в цикле и как предмет рефлексии, и как объект изображения (разные варианты инвариантной онирической ситуации), а его значимость подчеркивается отдельным текстом «Сны».
В первом стихотворении цикла сон — предмет рефлексии лирического героя («я часто вижу сны»), с ним в цикл входит идея иллюзорности реальности, в которой «мы идем вслепую в странных местах». Это движение — путь духовного поиска.
Через рефлексию в отношении сна в цикле трансформируется авторское отношение к жизни и смерти. Смерть отождествляется со сном и начинает восприниматься как фаза постоянно возобновляющегося цикла жизни, и сознавание это становится ключом к свободе от сна.
В стихотворении «Сны» реальность окончательно принимается героем: «Я видел дождь, хотя, возможно, это был снег, / Но я был смущен, и до утра не мог открыть глаз». Переход семантической границы (от снега, зимы, сна жизни, к дождю, воплощающему весну) рождает страх погружения в ситуацию «сна во сне», который снимается в итоговом стихотворении «Колыбельная».
В цикле автором утверждается необходимость следовать сути жизни: быть в пути, в котором нет конечной цели, в этом основа жизни, осознание и принятие сущностной природы мира и человека. Принятие становится прозрением, и уже кто-то другой «движется словно впотьмах». Автор репрезентирует мир, где нарушены границы условного и реального. Функция лирического героя в том, чтобы попытаться эти границы восстановить. В этом движении нет конечного пункта, поэтому нет окончательной смерти сознания, но нет и указаний на окончательное пробуждение, высвобождение.
Сну в альбоме «День Серебра» отводится исключительно важная, законотворческая роль в формировании авторской модели мира.
Современные литературоведческие исследования предлагают рассматривать текстовый компонент музыкального альбома как поэтическое произведение. В исследовании тексты песен, составивших альбом «День серебра», определяются как цикл, в которых разворачивается единый лирический сюжет. Целью доклада является попытка обосновать миромоделирующую функцию сна и определить положение конфликта человек/онирическое пространство в цикле. Исследовательский интерес именно к онирической тематике обусловлен ее ролью и значением в структуре рассматриваемых стихотворений. Цикл «День Серебра» можно отнести к жанру медитативной лирики. У Гребенщикова медитация становится способом внутреннего движения к трансцендентной реальности через сон.
Онирический мотив функционально воплощается в цикле и как предмет рефлексии, и как объект изображения (разные варианты инвариантной онирической ситуации), а его значимость подчеркивается отдельным текстом «Сны».
В первом стихотворении цикла сон — предмет рефлексии лирического героя («я часто вижу сны»), с ним в цикл входит идея иллюзорности реальности, в которой «мы идем вслепую в странных местах». Это движение — путь духовного поиска.
Через рефлексию в отношении сна в цикле трансформируется авторское отношение к жизни и смерти. Смерть отождествляется со сном и начинает восприниматься как фаза постоянно возобновляющегося цикла жизни, и сознавание это становится ключом к свободе от сна.
В стихотворении «Сны» реальность окончательно принимается героем: «Я видел дождь, хотя, возможно, это был снег, / Но я был смущен, и до утра не мог открыть глаз». Переход семантической границы (от снега, зимы, сна жизни, к дождю, воплощающему весну) рождает страх погружения в ситуацию «сна во сне», который снимается в итоговом стихотворении «Колыбельная».
В цикле автором утверждается необходимость следовать сути жизни: быть в пути, в котором нет конечной цели, в этом основа жизни, осознание и принятие сущностной природы мира и человека. Принятие становится прозрением, и уже кто-то другой «движется словно впотьмах». Автор репрезентирует мир, где нарушены границы условного и реального. Функция лирического героя в том, чтобы попытаться эти границы восстановить. В этом движении нет конечного пункта, поэтому нет окончательной смерти сознания, но нет и указаний на окончательное пробуждение, высвобождение.
Сну в альбоме «День Серебра» отводится исключительно важная, законотворческая роль в формировании авторской модели мира.