Роль мифологемы Великого Голода в формировании ирландской национальной идентичности (на примере стихотворений М. Лонгли, Ш. Хини, Д. Игана)
Елизавета Сергеевна Глебова
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию репрезентации
мифологемы Великого Голода в современной ирландской поэзии. Особое внимание уделено
таким авторам, как М. Лонгли, Ш. Хини и Д. Иган. В докладе анализируется роль этой мифологемы в формировании национального ирландского самосознания,
интерпретируемого поэтами путем помещения ирландской культуры в исторический
европейский контекст, а также методом параллелизации времен, позволяющим
объединить прошлое с настоящим через авторскую эмпатическую разработку воспоминаний, стирающих границы между историей и современностью.
Тезисы
Великий Голод
1845—1850 гг. является одной из ключевых тем ирландской литературы. Обращаясь к
методологии нового историзма и опираясь на концепцию «пост-памяти», автор доклада
анализирует роль Великого Голода в формировании культурной памяти и
национальной идентичности ирландцев на примере текстов М. Лонгли, Ш. Хини и Д.
Игана.
В стихотворении
«At
a Potato
Digging» Хини осмысляет национальную идентичность ирландцев, обращаясь к событиям 1949 г. Хини проводит яркие параллели между современными рабочими, собирающими
урожай с матери-земли, и их предками — преданными и обреченными на гибель этой
землей. Таким образом, связь с культурным прошлым в тексте реализуется
посредством проецирования исторических реалий на современность. Культурная
память, по мнению Хини, заложена в самой Ирландской земле, хранящей
деметафоризированные «напоминания» о событиях, способных оказывать влияние на
формирование национального самосознания. Поэт говорит о том, что Голодом
ирландцам была «привита великая печаль», неизжитая и до наших дней.
Описывая
отношение своего поколения к травмирующим событиям прошлого, Иган в цикле «Famine» напрямую связывает последствия
Голода с теми вечными травмами, которые отразились на всех сферах жизни
ирландцев и сформировали отличительные особенности ирландского самосознания,
такие как чувство невосполнимой утраты, а также чувство единства с предыдущими поколениями. Согласно Игану, ирландцы сознают
себя тем народом, который пережил Голод, а т. к. временные рамки в его
произведениях стерты — «Голод» для них продолжается до сих пор. В Цикле «In the Holocust of Autumn» Иган уравнивает в масштабах Голод и Холокост, подчёркивая, что трагедию «многострадальной еврейской нации» способен понять «привитый печалью» ирландский народ. Голод, как и другие бедствия Ирландии, в текстах Игана связан с мотивом искупления.
С Холокостом Голод сравнивает и Лонгли. Геноцид евреев становится для поэта катализатором сонастроенности. Образы гетто в текстах Лонгли вводятся им для того, чтобы подчеркнуть взаимопонимание между нациями, прошедшими через страдания.
Выбранные тексты, несмотря на различия в подходах авторов, во многом схожи. Так, Голод у рассматриваемых поэтов мифологизируется: он тесно связан с силами самой земли. Голод, заставивший ирландцев иммигрировать, олицетворяется рассматриваемыми авторами. Он «прививает» ирландцам «великую печаль» вместе с чужим языком, культурой и верой, подобно тому, как прививают побеги растений.
Таким образом, Великий Голод становится не просто одной из основных тем ирландской поэзии, феномен Голода превращается в глобальную мифологему, в образы потери и скорби, являющиеся основным звеном, соединяющим культурную память прошлого и современную национальную идентичность ирландцев.
Таким образом, Великий Голод становится не просто одной из основных тем ирландской поэзии, феномен Голода превращается в глобальную мифологему, в образы потери и скорби, являющиеся основным звеном, соединяющим культурную память прошлого и современную национальную идентичность ирландцев.