Принципы воплощения авторского сознания в пьесе Л. С. Петрушевской «Аве Мария, мамочка»
Мария Александровна Шемякина
Докладчик
студент 3 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Семантическим ядром одноактной пьесы Л. С. Петрушевской «Аве Мария, мамочка» (1996), организующим все
структурные уровни произведения, является образ Матери, многослойная семантика
которого проявляется на разных уровнях действия и сюжета. В контексте цикла
«Песни XX века» образ
Матери отражает гибель сакральных ценностей, национальной идентичности и
ощущение отсутствия будущности в реалиях постперестроечного периода. Сочетание
реалистического изображения с мифологической природой образов воплощает постреалистический метод поиска автором духовных констант в архетипических структурах сознания.
Тезисы
Материнство — центральная тема творчества Л. С.
Петрушевской. Семантическим ядром одноактной пьесы «Аве Мария, мамочка» (1996),
организующим все структурные уровни произведения, является образ Матери, на что
указывает заглавие. Образ Матери имеет многослойную структуру, проявляя
множественность значений на разных уровнях действия и сюжета.
В пьесе систему главных персонажей составляет триада: Мать, Женщина, Девушка. Каждая из женщин является вариантным воплощением абстрактно-собирательного образа матери в разные периоды жизни и включает отдельные инкарнации постюнгианского архетипа Матери. Все три женских персонажа воплощают мифологический образ Матери-кормилицы, который сочетается с вариантными представлениями о Матери как о богине царства мертвых. Концепт матери в авторском сознании всегда базируется на архетипе матери и включен в архетипические отношения Матери и Ребенка.
Материнство осмысляется автором на бытовом уровне как пожизненный статус женщины, который навсегда меняет ее жизнь, а на универсальном как вечное внутреннее состояние души и сознания, особая картина мира, в которой высшая цель — ребенок, вокруг которого выстраивается система ценностей. Согласно авторской концепции в каждой женщине на бессознательном уровне заложена функция преображения мира через созидание.
Материнство для Петрушевской — это универсальная константа, воплощающая гармонию жизни, которая проявляется в уравновешивании созидания разрушением, рождения смертью. При этом в образе Девушки акцентированы семы смерти и духовности, в образе Женщины — семы жизни и материальности, а образ Матери воплощает диалектику противоположностей. Проблема заключается в применении потенциальной силы. В пьесе представление о Матери-кормилице, восходящее к культу плодородия, снижено до быта: все героини — кормилицы своего семейства. Онтологический миф выражает социальный миф — типичную трагедию женщины, которая изматывает себя, живя ради мужа, детей, друзей, которые оказываются беспомощными, неблагодарными. Следствием безответного созидания становится жертвенное саморазрушение под давлением несправедливого устройства социума. Сочетание реалистического изображения с мифологической природой образов и сюжетов реализует постреалистический метод поиска автором духовных констант, в основе которых лежат архетипические структуры сознания.
Переосмыслением земляной Матери в советской идеологии является аллегория Родины-матери, аллюзией на которую является образ Матери в пьесе. В контексте цикла одноактных пьес «Песни XX века», который завершается пьесой «Аве Мария, мамочка» и посвящен осмыслению советской действительности вскоре после ее распада, образ Матери отражает гибель сакральных ценностей, национальной идентичности и ощущение отсутствия будущности в реалиях постперестроечного периода.
В пьесе систему главных персонажей составляет триада: Мать, Женщина, Девушка. Каждая из женщин является вариантным воплощением абстрактно-собирательного образа матери в разные периоды жизни и включает отдельные инкарнации постюнгианского архетипа Матери. Все три женских персонажа воплощают мифологический образ Матери-кормилицы, который сочетается с вариантными представлениями о Матери как о богине царства мертвых. Концепт матери в авторском сознании всегда базируется на архетипе матери и включен в архетипические отношения Матери и Ребенка.
Материнство осмысляется автором на бытовом уровне как пожизненный статус женщины, который навсегда меняет ее жизнь, а на универсальном как вечное внутреннее состояние души и сознания, особая картина мира, в которой высшая цель — ребенок, вокруг которого выстраивается система ценностей. Согласно авторской концепции в каждой женщине на бессознательном уровне заложена функция преображения мира через созидание.
Материнство для Петрушевской — это универсальная константа, воплощающая гармонию жизни, которая проявляется в уравновешивании созидания разрушением, рождения смертью. При этом в образе Девушки акцентированы семы смерти и духовности, в образе Женщины — семы жизни и материальности, а образ Матери воплощает диалектику противоположностей. Проблема заключается в применении потенциальной силы. В пьесе представление о Матери-кормилице, восходящее к культу плодородия, снижено до быта: все героини — кормилицы своего семейства. Онтологический миф выражает социальный миф — типичную трагедию женщины, которая изматывает себя, живя ради мужа, детей, друзей, которые оказываются беспомощными, неблагодарными. Следствием безответного созидания становится жертвенное саморазрушение под давлением несправедливого устройства социума. Сочетание реалистического изображения с мифологической природой образов и сюжетов реализует постреалистический метод поиска автором духовных констант, в основе которых лежат архетипические структуры сознания.
Переосмыслением земляной Матери в советской идеологии является аллегория Родины-матери, аллюзией на которую является образ Матери в пьесе. В контексте цикла одноактных пьес «Песни XX века», который завершается пьесой «Аве Мария, мамочка» и посвящен осмыслению советской действительности вскоре после ее распада, образ Матери отражает гибель сакральных ценностей, национальной идентичности и ощущение отсутствия будущности в реалиях постперестроечного периода.