Карнавальный мир Э. Кустурицы (на материале фильма «Черная кошка, белый кот») как отражение постюгославской картины мира
Александра Дмитриевна Дмитриева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу
особенностей кинотекста сербского режиссера Э. Кустурицы. Опираясь на
методологическую базу семиотики кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» А. ван Геннепа, автор доклада сопоставляет
художественные и языковые средства выразительности режиссера с концепцией
карнавала М. М. Бахтина. В результате исследования автор приходит к заключению
о том, что сюрреалистическое и комически-трагическое в кинотексте Э. Кустурицы
отражают специфическое мироощущение постюгославского пространства. В докладе
представлено разграничение разных аспектов «карнавального» в данном регионе.
Тезисы
Целью данной работы
является анализ особенностей киноязыка Э. Кустурицы (на материале фильма
«Черная кошка, белый кот», 1998) как инструмента создания специфически постюгославской
карнавальной образности. В исследовании мы отталкиваемся от теоретических
положений М. М. Бахтина о смеховой культуре как самосознании общества, потребность
в котором актуализируется вместе с нарастанием критичности проблем, встающих
перед ним. Иррациональность, экстравагантность, неконтролируемые реакции,
преувеличенная эмоциональность, переходящая в экзальтацию, тенденции к насилию
— это все то, за что югославский кинематограф подвергается жесткой критике со
стороны западных исследователей и любителей кино. В нашей работе перечисленные
черты рассматриваются как проявления особой постюгославской карнавальности. К задачам, преследуемым в ходе исследования,
относятся установление предпосылок возникновения дискомфортной для
этнической самоидентификации ситуации в обществе, выделение и анализ
элементов авторского дискурса и художественных способов его выражения, установление точки зрения автора, его личных рефлекторно-ассоциативных
мотиваций, а также разведение понятий «каранавального».
В качестве методологической базы исследования нами использовалась семиотика кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» французского антрополога А. ван Геннепа. В результате анализа мы пришли к заключению, что трагикомедийный жанр, разрабатываемый Э. Кустурицей, позволяет наиболее полно реализоваться культуре карнавальности, которая является исторически обусловленной формой жизни постюгославского общества.
В качестве методологической базы исследования нами использовалась семиотика кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» французского антрополога А. ван Геннепа. В результате анализа мы пришли к заключению, что трагикомедийный жанр, разрабатываемый Э. Кустурицей, позволяет наиболее полно реализоваться культуре карнавальности, которая является исторически обусловленной формой жизни постюгославского общества.