XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Карнавальный мир Э. Кустурицы (на материале фильма «Черная кошка, белый кот») как отражение постюгославской картины мира

Александра Дмитриевна Дмитриева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу особенностей кинотекста сербского режиссера Э. Кустурицы. Опираясь на методологическую базу семиотики кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» А. ван Геннепа, автор доклада сопоставляет художественные и языковые средства выразительности режиссера с концепцией карнавала М. М. Бахтина. В результате исследования автор приходит к заключению о том, что сюрреалистическое и комически-трагическое в кинотексте Э. Кустурицы отражают специфическое мироощущение постюгославского пространства. В докладе представлено разграничение разных аспектов «карнавального» в данном регионе.




Тезисы

Целью данной работы является анализ особенностей киноязыка Э. Кустурицы (на материале фильма «Черная кошка, белый кот», 1998) как инструмента создания специфически постюгославской карнавальной образности. В исследовании мы отталкиваемся от теоретических положений М. М. Бахтина о смеховой культуре как самосознании общества, потребность в котором актуализируется вместе с нарастанием критичности проблем, встающих перед ним. Иррациональность, экстравагантность, неконтролируемые реакции, преувеличенная эмоциональность, переходящая в экзальтацию, тенденции к насилию — это все то, за что югославский кинематограф подвергается жесткой критике со стороны западных исследователей и любителей кино. В нашей работе перечисленные черты рассматриваются как проявления особой постюгославской карнавальности. К задачам, преследуемым в ходе исследования, относятся установление предпосылок возникновения дискомфортной для этнической самоидентификации ситуации в обществе, выделение и анализ элементов авторского дискурса и художественных способов его выражения, установление точки зрения автора, его личных рефлекторно-ассоциативных мотиваций, а также разведение понятий «каранавального».
В качестве методологической базы исследования нами использовалась семиотика кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» французского антрополога А. ван Геннепа. В результате анализа мы пришли к заключению, что трагикомедийный жанр, разрабатываемый Э. Кустурицей, позволяет наиболее полно реализоваться культуре карнавальности, которая является исторически обусловленной формой жизни постюгославского общества.