Повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» и Ч. Т. Айтматова «Белый пароход»: особенности пространственно-временной организации
Анастасия Александровна Белозёрова
Докладчик
студент 4 курса
Вологодский государственный университет
Вологодский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование представляет собой сравнительный анализ хронотопов повестей Ч. Т. Айтматова «Белый пароход» и В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». Предметом исследования являются
пространственно-временные характеристики. В результате анализа были выявлены общие черты: пространство в обоих текстах представлено как внутреннее и внешнее, а время — как прошлое (идеальное) и настоящее (реальное).
Тезисы
Повести Ч. Т. Айтматова «Белый пароход» и В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» были опубликованы с разницей в шесть лет (1970
г. и 1976 г.). Их сходство прослеживается на проблемно-тематическом
уровне. В основе обоих текстов лежат темы добра, справедливости, человеческого
безразличия, в них затрагиваются проблемы утраты межпоколенческих связей, исторической
памяти, взаимоотношения человека и природы.
Кроме того, повести обладают схожими пространственно-временными характеристиками. Метод сравнительного анализа позволил сделать наблюдение, что в обоих случаях пространство разделено на внутреннее и внешнее, где первое является самодостаточным, имеющим древнюю историю, преемственную связь поколений, а также изолированным от второго. В «Прощании с Матерой» таковым является остров, отделенный от соседних поселков и города рекой. В тексте Айтматова — кордон, обособленный от поселка горами. Вмешательство в них расценивается, как угроза целостности и стабильности. В повести Распутина персонажи, не проживающие на острове, именуются «чужими», которые неспособны на сохранение традиций, памяти предков. То же прослеживается в тексте Айтматова.
Внутреннее пространство обеих повестей имеет символическую водную границу, связанную с перемещением в потусторонний мир. Под мотивом тумана, появляющегося на реке в конце повести Распутина, понимается возможность спасения от надвигающейся угрозы затопления острова, что связывает данный эпизод с переходом из мира живых в мир мертвых. В «Белом пароходе» заметны похожие тенденции. Горная река, окунувшись в которую, мальчик одновременно умирает и превращается в рыбу, является проводником из одного состояния в другое.
Время разделено на прошлое — мир предков, в котором царит гармония, и настоящее — современный мир, где первое почти уничтожено. Так, в повести Распутина мир предков — это мир сильных духом людей, осмысленно живущих и работающих на плодородной земле, а современный мир — это время болезненных, неспособных на поступки, труд и эмпатию потребителей. У Айтматова идеальное время связано с мифом о первопредке — Рогатой матери-оленихе, а настоящее — с разрушением мифа посредством убийства сакрального животного. Также можно выделить героев-хранителей памяти, наделенных способностью поддерживать связь между прошлым и настоящим. У Распутина — это Дарья, у Айтматова — мальчик и дед Момун.
Проведенный анализ позволяет говорить об общности пространственно-временных характеристик обеих повестей, а также о наличии черт метода магического реализма, для хронотопа которого характерно разделение на «свое» и «чужое» пространство, магическое и реальное время, а задачей героя является восстановление идеального времени во внутреннем пространстве.
Кроме того, повести обладают схожими пространственно-временными характеристиками. Метод сравнительного анализа позволил сделать наблюдение, что в обоих случаях пространство разделено на внутреннее и внешнее, где первое является самодостаточным, имеющим древнюю историю, преемственную связь поколений, а также изолированным от второго. В «Прощании с Матерой» таковым является остров, отделенный от соседних поселков и города рекой. В тексте Айтматова — кордон, обособленный от поселка горами. Вмешательство в них расценивается, как угроза целостности и стабильности. В повести Распутина персонажи, не проживающие на острове, именуются «чужими», которые неспособны на сохранение традиций, памяти предков. То же прослеживается в тексте Айтматова.
Внутреннее пространство обеих повестей имеет символическую водную границу, связанную с перемещением в потусторонний мир. Под мотивом тумана, появляющегося на реке в конце повести Распутина, понимается возможность спасения от надвигающейся угрозы затопления острова, что связывает данный эпизод с переходом из мира живых в мир мертвых. В «Белом пароходе» заметны похожие тенденции. Горная река, окунувшись в которую, мальчик одновременно умирает и превращается в рыбу, является проводником из одного состояния в другое.
Время разделено на прошлое — мир предков, в котором царит гармония, и настоящее — современный мир, где первое почти уничтожено. Так, в повести Распутина мир предков — это мир сильных духом людей, осмысленно живущих и работающих на плодородной земле, а современный мир — это время болезненных, неспособных на поступки, труд и эмпатию потребителей. У Айтматова идеальное время связано с мифом о первопредке — Рогатой матери-оленихе, а настоящее — с разрушением мифа посредством убийства сакрального животного. Также можно выделить героев-хранителей памяти, наделенных способностью поддерживать связь между прошлым и настоящим. У Распутина — это Дарья, у Айтматова — мальчик и дед Момун.
Проведенный анализ позволяет говорить об общности пространственно-временных характеристик обеих повестей, а также о наличии черт метода магического реализма, для хронотопа которого характерно разделение на «свое» и «чужое» пространство, магическое и реальное время, а задачей героя является восстановление идеального времени во внутреннем пространстве.