XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Образ ребенка в поэзии В. М. Блаженного (на материале сборника «Сораспятье»)

Яна Владимировна Ямина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности репрезентации образа ребенка в творчестве советского поэта В. М. Блаженного. Данный образ не только отличается синтезом автобиографического и культурно всеобщего, но и восходит к романтическим и символистским традициям всемирной литературы. Образ ребенка в текстах поэта реализуется в рамках мортального и эсхатологического сюжетов, что способствует трагическому раскрытию образа, символизирующего одновременно и покинутое творцом человечество, и самого Блаженного с его личным опытом и историей.

Тезисы

В. М. Блаженный — один из самых таинственных советских поэтов второй половины XX в. Его стихотворения известны своей религиозной эстетикой, бытийно-бытовым лиризмом и автобиографичностью. Актуальность предпринятого исследования заключается в попытке рассмотреть малоизученный в отечественном литературоведении, но довольно частотный в творчестве поэта образ ребенка, сосредоточившись на художественных истоках и тенденциях его использования и погрузившись в контекст историко-литературной эпохи XX в.
Образ ребенка систематически повторяется в текстах Блаженного и символизирует беззащитное существо («я повешен был вами ребенком, и мой трупик еще не остыл»), так и нечто нравственно чистое, приближенное к тайнам бытия («но я знаю и то, что душою я чист, как дитя»). Схожим принципом изображения ребенка в качестве психокультурного и религиозного феномена отличались английские романтики Дж. Байрон, С. Кольридж, У. Вордсворт и основоположник направления У. Блейк, который последовательно обращался к этому образу, трансформируя его согласно романтическим традициям.
Так, во многих текстах Блейка ребенок символизирует Христа, принесшего людям Слово, именно поэтому в его стихотворениях актуален образ потерявшегося и блуждающего в лесу ребенка. В тексах Блейка мы наблюдаем обобщенный характер данного образа-символа, тогда как в поэзии Блаженного, ребенок — это и олицетворение паствы, и глубоко индивидуальная, трагически личная история, поэтому так важен в его текстах мортальный сюжет: воспоминания о детстве неотделимы от мыслей о смерти матери. Смерть и рождение всегда оказываются в его поэзии рядом в рамках мифологично абстрактного времени: человек — одновременно ребенок и старик.
С мотивом смерти и единения всех возрастных ипостасей человеческого бытия тесным образом связана важная в творчестве Блаженного теургическая идея, роль поэта-пророка, постигающего и меняющего мир с помощью искусства: «все равно я приду к вам однажды — то ли волк забредет на крыльцо … ну а чаще — бродячим котенком лицезреть буду вас с высоты, — я повешен был вами ребенком …». Затронутая символистская тема объединяет Блаженного и таких поэтов как Б. Л. Пастернак и А. А. Тарковский.
Можно сделать вывод о том, что образ ребенка в поэзии Блаженного отличается синтезом автобиографического и всеобщего, восходит к романтическим и символистским традициям всемирной литературы. Отметим, что, несмотря на доминирующие эсхатологические мотивы, тексты поэта не исключают размышлений о предметах мирского существования. Стихотворная матрица Блаженного не поддается комментированию в пределах одного литературного направления. Поэт предстает как хамелеон, способный менять смыслоцентрическую окраску в зависимости от угла зрения читателя-исследователя.