XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Фигура В. В. Маяковского в контексте повести С. Д. Кржижановского «Чужая тема»

Елена Артемовна Яштылова
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В исследовании рассматривается один из источников повести «Чужая тема» С. Д. Кржижановского — биография и творческий путь В. В. Маяковского. Изучаются эпизоды произведения, отсылающие к устоявшимся представлениям о жизни поэта, то, как они переосмысливаются в контексте произведения. Кроме того, в докладе выделяются использованные Кржижановским элементы из поэм Маяковского, характеризуется их значение для осмысления фигуры поэта писателем.

Тезисы

В исследовании рассмотрена трансформация элементов биографии и творческого пути В. В. Маяковского в повести С. Д. Кржижановского «Чужая тема». Выделяются механизмы их использования для развития сюжета произведения, изучается центральное значение фигуры Маяковского для основных идей, выраженных в повести.
Сюжет произведения строится вокруг историй встреч героя-рассказчика с бездомным философом С. Влобом, который делится с героем своими идеями. Композиционно «Чужая тема» представляет собой диалог, где повествование ведется от первого лица, лишь в финале повести появляется речь от третьего лица. Основная же часть произведения — это серия «рассказов в рассказе».
В докладе рассматривается новелла о «Тринадцати трясовицах», входящая в повесть, исследуется ее генезис в связи с первоначальным названием поэмы Маяковского «Облако в штанах» — «Тринадцатый апостол». Изучается, как содержание поэмы было переосмыслено в повести Кржижановского.
Также в исследовании демонстрируется цитатный слой творчества Маяковского и осмысление его биографии в «Чужой теме» Кржижановского. Так, имя главного героя — Савл Влоб — уже напоминает читателю одновременно и слова И. Г. Эренбурга, видевшего в Маяковском «св. Павла», и некоторые его стихотворные строки, в которых это сочетание букв встречается неоднократно, оно обыгрывается поэтом.
В повести используется ряд устоявшихся представлений о биографии поэта. Сам образ героя с собакой очень напоминает один их эпизодов жизни Маяковского, описанный в мемуарах Л. Ю. Брик: «Маяковский сочинял стихи, гуляя с Щенкой, который бегал за ним, как собаченка, — по дачным улицам, по большому лугу перед нашей дачкой, по опушке леса за лугом». Эти и другие детали недвусмысленно дают понять, что история главного героя осмысляет путь Маяковского.
Ключевую роль в понимании значения этих образов играет трагический финал повести. Влоб заканчивает свою жизнь самоубийством, и решение это во многом связано с его философией «симпатичных» и «несимпатичных» людей. В первых угадываются черты носителей дореволюционной культуры, черты интеллигенции. Влоб придумал целую теорию о «новых» людях, о необходимости отказаться от прежних ценностей, уничтожить «симпатичных» людей. Однако вскоре он понимает, что и сам является человеком прежней культуры — и, в соответствии со своими идеями, лишает себя жизни. Трагедия Маяковского, которую видит писатель, заключается в том, что поэт из «Савла» превратиться в нового «Павла», выразителя советских идей, не может.