XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Способы репрезентации женской красоты в восточнославянских свадебных причитаниях

Светлана Константиновна Мамонова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен теме женской красоты в восточнославянских свадебных причитаниях. В словесном представлении невесты в текстах выделяется два начала: социальное и телесное. Процесс их взаимодействия на разных уровнях, а также способы их вербализации являются главным предметом нашего доклада. 

Тезисы

В докладе речь пойдет о женской красоте и ее словесном воплощении в текстах восточнославянских свадебных причитаний. В вербальных способах представления невесты выделяются два ведущих начала: социальное (включает в себя все то, что связано с областью одобрения и контроля со стороны коллектива) и телесное (то, что относится к области внешней привлекательности). В нашей работе мы следуем за концепцией М. Фуко, изложенной в первом томе «Истории сексуальности». По мнению исследователя, социальное и сексуальное (то, что мы обозначили как «телесное») находятся не в отношениях подчинения, но в отношениях сложного взаимодействия. Семья и брак рассматриваются исследователем не как институты, подавляющие сексуальность, но как механизм, осуществляющий обмен между этими двумя началами, контролирующий, но не сдерживающих их.
Опираясь на восточнославянский материал, мы выявили два основных уровня, на которых реализуется тема женской красоты и на которых выражается общественная санкция по отношению к ней. Первый уровень — костюмный. В текстах причитаний проговаривается, что невеста одета во все самое лучшее и дорогое. Костюм выполняет важную социальную функцию: таким образом невеста демонстрирует богатство и достаток своей семьи и в то же время обозначает свою принадлежность к данному коллективу, так как традиционная одежда является результатом определенной конвенции внутри сообщества. В то же время оказываются важны и «техники тела», связанные с костюмом: невеста одета во все самое лучшее, потому что это последняя возможность полюбоваться собой, так как свадьба представляет границу, которая отделяет девичью жизнь от замужней. Любование собой и одновременно грусть от того, что с собственной красотой нужно проститься, являются лейтмотивами свадебной причети.
Второй выявленный нами уровень — уровень внешности. Красота, здоровье, физическая сила являются важнейшими атрибутами невесты и оказываются объектами социального контроля, так как коллектив всегда заботится о собственном воспроизведении, поэтому большое внимание уделяется репродуктивным способностям девушки. Вследствие этого коллектив не только не ограничивает, но и поощряет демонстрацию невестой собственной привлекательности, что отражается в текстах причитаний. Красота невесты может быть представлена посредством устойчивых эпитетов, а также с помощью образного ряда, где девушка может представать в образе птицы или животного.
Таким образом, в рамках свадебного обряда телесное и социальное находятся в сложном взаимодействии, которое трудно описать как иерархические отношения. Тема женской красоты, получая словесное оформление в текстах причитаний, включается в социальный контекст, где осложняется различными коннотациями, иногда весьма противоречивыми.