Взаимодействие личности и истории в романе Е. Г. Водолазкина «Соловьёв и Ларионов»
Полина Михайловна Сазонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён рассмотрению
темы взаимодействия личности и истории в романе Е. Г. Водолазкина
«Соловьёв и Ларионов». В романе отчётливо прослеживается представление автора о «двух
историях», согласно которому история делится на «большую» (мировую)
и «частную» (историю отдельно взятого человека). Благодаря переплетению судеб
белого генерала Ларионова и студента-историка Соловьёва писателю удаётся
показать, что именно личность генерала (многогранному раскрытию которой способствуют изыскания Соловьёва) действительно оказывает решающее значение на ход истории внутри романного повествования.
Тезисы
Роман Е. Г. Водолазкина «Соловьёв и Ларионов» характеризуется
несколькими важными особенностями, одной из которых является внимание автора к
взаимодействию личности и истории.
По признанию самого Водолазкина, «личная история человека важнее истории человечества», что объясняет заинтересованность писателя в изучении соотношения этих двух историй. Кроме того, в романе прослеживается авторская концепция «двух историй»: «большой» (мировой) и «частной» (персональной истории отдельно взятого человека). Водолазкин подчёркивает значимость частной истории, при этом её важность нисколько не умаляет значимости истории всеобщей, поскольку зачастую именно личность выступает в роли движущей силы исторического процесса.
Так, в центре романа «Соловьёв и Ларионов» находится личность генерала Ларионова — персонажа вымышленного, но обладающего целым рядом исторических прототипов. Безусловно, главным героем является и студент-историк Соловьёв, но фигурой, действительно оказывающей влияние на ход истории, выступает именно белый генерал, поскольку сюжет романа сосредоточен главным образом на процессе исследования студентом значимых деталей биографии Ларионова. Ларионов предстаёт человеком во всех смыслах безупречным, даже эталонным: он обладает внешней привлекательностью, выдающимся интеллектом, он гениальный полководец и стратег, человек заботливый и справедливый. При помощи этих характеристик писатель воссоздает образ исключительной личности. Однако личное имя Ларионова в романе не названо ни разу. Это говорит о том, что образ генерала является типизированным, универсальным.
Образ Ларионова отражает представление писателя о том, что личность всегда активно включена в исторический процесс. В романе присутствуют эпизоды, очевидным образом подтверждающие данное предположение. Кроме того, процесс восстановления Соловьёвым эпизодов из жизни генерала при помощи найденных заметок даёт возможность осмыслить текст как способ реконструкции истории, исторического процесса: записи Ларионова, представленные в хронологической последовательности, позволяют Соловьёву погрузиться в прошлое и буквально воссоздать атмосферу эпохи генерала. История в романе показана как процесс, зависимый от вмешательства в него конкретной личности: генералу Ларионову дано управлять ходом истории, быть её активным участником. Его роль для истории всеобщей весьма велика, но и другим людям, по мнению Водолазкина, также дано оказывать влияние на историю. Отличие лишь в том, что сама личность Ларионова и масштаб его деятельности исключительны.
Всё вышесказанное позволяет прийти к заключению, что именно личность генерала Ларионова (многогранному раскрытию которой способствуют изыскания историка Соловьёва) действительно оказывает решающее воздействие на ход истории внутри романного повествования.
По признанию самого Водолазкина, «личная история человека важнее истории человечества», что объясняет заинтересованность писателя в изучении соотношения этих двух историй. Кроме того, в романе прослеживается авторская концепция «двух историй»: «большой» (мировой) и «частной» (персональной истории отдельно взятого человека). Водолазкин подчёркивает значимость частной истории, при этом её важность нисколько не умаляет значимости истории всеобщей, поскольку зачастую именно личность выступает в роли движущей силы исторического процесса.
Так, в центре романа «Соловьёв и Ларионов» находится личность генерала Ларионова — персонажа вымышленного, но обладающего целым рядом исторических прототипов. Безусловно, главным героем является и студент-историк Соловьёв, но фигурой, действительно оказывающей влияние на ход истории, выступает именно белый генерал, поскольку сюжет романа сосредоточен главным образом на процессе исследования студентом значимых деталей биографии Ларионова. Ларионов предстаёт человеком во всех смыслах безупречным, даже эталонным: он обладает внешней привлекательностью, выдающимся интеллектом, он гениальный полководец и стратег, человек заботливый и справедливый. При помощи этих характеристик писатель воссоздает образ исключительной личности. Однако личное имя Ларионова в романе не названо ни разу. Это говорит о том, что образ генерала является типизированным, универсальным.
Образ Ларионова отражает представление писателя о том, что личность всегда активно включена в исторический процесс. В романе присутствуют эпизоды, очевидным образом подтверждающие данное предположение. Кроме того, процесс восстановления Соловьёвым эпизодов из жизни генерала при помощи найденных заметок даёт возможность осмыслить текст как способ реконструкции истории, исторического процесса: записи Ларионова, представленные в хронологической последовательности, позволяют Соловьёву погрузиться в прошлое и буквально воссоздать атмосферу эпохи генерала. История в романе показана как процесс, зависимый от вмешательства в него конкретной личности: генералу Ларионову дано управлять ходом истории, быть её активным участником. Его роль для истории всеобщей весьма велика, но и другим людям, по мнению Водолазкина, также дано оказывать влияние на историю. Отличие лишь в том, что сама личность Ларионова и масштаб его деятельности исключительны.
Всё вышесказанное позволяет прийти к заключению, что именно личность генерала Ларионова (многогранному раскрытию которой способствуют изыскания историка Соловьёва) действительно оказывает решающее воздействие на ход истории внутри романного повествования.