Образы стихий в рассказах Эрнеста Хемингуэя
Алина Сергеевна Головач
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён исследованию мифологического подтекста в
рассказах Э. Хемингуэя. Частотные образы огня, воды, воздуха и земли складываются в своеобразный «стихийный миф», компенсирующий
авторскую недосказанность, помогающий читателю погрузиться в глубины текста.
Вода связана с рождением и перерождением, огонь — с чувствами и памятью, земля — со
смертью, воздух знаменует собой неминуемые перемены в жизни. Женщина
становится своеобразной «пятой стихией», вмещающей в себя остальные, и олицетворяет в
художественном мире автора злой рок и трагедию.
Тезисы
Э. Хемингуэй (1899—1961,
Hemingway) вошёл в историю мировой литературы как создатель «теории
айсберга». При помощи подтекста автор показывает мир изнутри, переводит
внимание читателя с поверхности в глубину. Проанализировав рассказы
Хемингуэя из сборников «В наше время» («In our time») и «Победитель не получает
ничего» («Winner Take Nothing»), мы пришли к выводу, что на уровне подтекста
Хемингуэй часто обращается к образам первостихий (земля, огонь, воздух, вода),
творя своеобразный «стихийный миф». Таким образом, сюжеты его
рассказов совмещают два плана: современность, где всё фрагментарно и
поверхностно, и время вечности, в котором всё взаимосвязано и глубинно.
Вода у Хемингуэя связана с жизнью, с существованием (рождением и смертью). В рассказах физическое рождение сопровождается духовным созреванием героев. Особым локусом у Хемингуэя становится река. Рядом с рекой происходили запоминающиеся события из жизни Ника Адамса. Течение реки будто уносит воспоминания героев. Важным действием становится рыбалка. Рыбалка превращается в обряд, благодаря которому происходит сближение душ.
Огонь (пламя) в текстах Хемингуэя реализуется как стихия, более других связанная с сознание человека, мыслями, чувствами, порой и с безумием. Образ костра — частотный в текстах, возле костра персонажи Хемингуэя говорят о важных событиях. Место у костра становится пристанищем заблудших душ, которым необходимо высказаться. Огонь у автора связан с чувствами человека. Самым показательным во взаимодействии с огнем становится чувство любви. Красный цвет, кровь постоянно встречаются на страницах книг Хемингуэя. Они отражают не только жестокость войны, кровопролитие, но и сумасшествие народов в войнах. Также красный цвет присутствует в сценах с корридой, где матадор держит красную тряпку.
Стихия земли реализует себя в нескольких ипостасях. Земля связана со смертью. Воплощением стихии земли становится лес. Лес фигурирует во многих новеллах автора. Отличительными персонажами этой стихии становятся индейцы — люди, связанные с природой вообще, в частности, с землей.
Воздушный миф в новеллах Эрнеста Хемингуэя реализует себя не в образе освежающего ветерка, а в виде быстрого ветра, поток которого «сносит» персонажей. Зачастую ветер появляется в военных рассказах автора. Возникновения ветра служит предзнаменованием ужасного и трагического в тексте.
Стоит упомянуть ещё одну стихию Хемингуэя, а именно — женщину. Эта природная сила ведёт героев к трагедии. Женщина представлена у автора как синтез всех стихий.
Вода у Хемингуэя связана с жизнью, с существованием (рождением и смертью). В рассказах физическое рождение сопровождается духовным созреванием героев. Особым локусом у Хемингуэя становится река. Рядом с рекой происходили запоминающиеся события из жизни Ника Адамса. Течение реки будто уносит воспоминания героев. Важным действием становится рыбалка. Рыбалка превращается в обряд, благодаря которому происходит сближение душ.
Огонь (пламя) в текстах Хемингуэя реализуется как стихия, более других связанная с сознание человека, мыслями, чувствами, порой и с безумием. Образ костра — частотный в текстах, возле костра персонажи Хемингуэя говорят о важных событиях. Место у костра становится пристанищем заблудших душ, которым необходимо высказаться. Огонь у автора связан с чувствами человека. Самым показательным во взаимодействии с огнем становится чувство любви. Красный цвет, кровь постоянно встречаются на страницах книг Хемингуэя. Они отражают не только жестокость войны, кровопролитие, но и сумасшествие народов в войнах. Также красный цвет присутствует в сценах с корридой, где матадор держит красную тряпку.
Стихия земли реализует себя в нескольких ипостасях. Земля связана со смертью. Воплощением стихии земли становится лес. Лес фигурирует во многих новеллах автора. Отличительными персонажами этой стихии становятся индейцы — люди, связанные с природой вообще, в частности, с землей.
Воздушный миф в новеллах Эрнеста Хемингуэя реализует себя не в образе освежающего ветерка, а в виде быстрого ветра, поток которого «сносит» персонажей. Зачастую ветер появляется в военных рассказах автора. Возникновения ветра служит предзнаменованием ужасного и трагического в тексте.
Стоит упомянуть ещё одну стихию Хемингуэя, а именно — женщину. Эта природная сила ведёт героев к трагедии. Женщина представлена у автора как синтез всех стихий.