Имя как предмет оценки в британской художественной литературе
Мария Александровна Бендикова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен систематическому исследованию концепта Name с
позиции лингвоконцептуального подхода и антропоцентрической парадигмы. Языковым материалом исследования послужил подкорпус
текстов художественной литературы из Британского национального корпуса (BNC).
Предпринята попытка системного
описания языковых средств объективации концепта Name в лексико-фразеологической
системе современного английского языка, а также его моделирование.
Тезисы
В настоящее время в лингвистике,
лингвокультурологии и лингвоконцептологии основной парадигмой является
антропоцентризм. В этой связи особое внимание уделяется экстралингвистическим
факторам коммуникации. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Шаховского, что люди
общаются не словами, а образами-картинками, вкладывая в каждое слово
дополнительный смысл в зависимости от индивидуальных особенностей коммуникантов
и культуры, которая придаёт словам культурно-специфическую коннотацию. Концепт как
квант структурированного знания выступает важным элементом дискурса и общения.
Языковым материалом исследования послужили фрагменты художественной литературы из корпуса текстов British National Corpus (далее — BNC). Общее количество употреблений лексемы name по данным BNC составляет 25049 употреблений. Из них 6234 относятся к текстам художественной литературы. Методом сплошной выборки было отобрано и проанализировано 500 словоупотреблений. Изучение концептов, помимо прочего, подразумевает обращение к аксиологии. Напр., «Pamela» did you say? A queer sort of name; linsey-woolsy, half one and half other, it is a very pagan name, upon my word. Данный пример иллюстрирует оценочное суждение относительно имени героини — «странное, очень языческое», что свидетельствует об отрицательной оценке. В словарных дефинициях аксиологический аспект не находит отражения, однако в контекстном использовании мы можем наблюдать выражение личного отношения, оценки говорящего относительно имени.
В результате исследования было выявлено следующее: в британской художественной литературе имя является дополнительным источником создания образа персонажа; имя является предметом оценки зачастую само по себе, вне прочих характеристик персонажа; имя мыслится как некая сущность, которая несёт в себе информацию о персонаже, его жизненном опыте, социальном статусе и положении в обществе; по оценке имени, которую дает один персонаж, можно сделать предположение о его отношении к носителю этого имени; имя может вызвать личный отклик у участников коммуникации. Предполагается, что дальнейшие исследования функционирования лексемы name будут способствовать выявлению особенностей языковой объективации одноименного концепта в британской литературе.
Языковым материалом исследования послужили фрагменты художественной литературы из корпуса текстов British National Corpus (далее — BNC). Общее количество употреблений лексемы name по данным BNC составляет 25049 употреблений. Из них 6234 относятся к текстам художественной литературы. Методом сплошной выборки было отобрано и проанализировано 500 словоупотреблений. Изучение концептов, помимо прочего, подразумевает обращение к аксиологии. Напр., «Pamela» did you say? A queer sort of name; linsey-woolsy, half one and half other, it is a very pagan name, upon my word. Данный пример иллюстрирует оценочное суждение относительно имени героини — «странное, очень языческое», что свидетельствует об отрицательной оценке. В словарных дефинициях аксиологический аспект не находит отражения, однако в контекстном использовании мы можем наблюдать выражение личного отношения, оценки говорящего относительно имени.
В результате исследования было выявлено следующее: в британской художественной литературе имя является дополнительным источником создания образа персонажа; имя является предметом оценки зачастую само по себе, вне прочих характеристик персонажа; имя мыслится как некая сущность, которая несёт в себе информацию о персонаже, его жизненном опыте, социальном статусе и положении в обществе; по оценке имени, которую дает один персонаж, можно сделать предположение о его отношении к носителю этого имени; имя может вызвать личный отклик у участников коммуникации. Предполагается, что дальнейшие исследования функционирования лексемы name будут способствовать выявлению особенностей языковой объективации одноименного концепта в британской литературе.