XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Форма «хорош» в речи кино, или представления сценаристов о современной русской речи

Кристина Игоревна Спиридонова
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено форме хорош в её неадъективном употреблении в значении ‘хватит, достаточно’. Изначально предполагалось, что эта форма является активной единицей бытовой речи. Однако обращение к устному подкорпусу НКРЯ и сортировка материала (118 единиц в контекстах) по типам речи показали, что большая часть неадъективных употреблений формы хорош! (73 %) принадлежит речи кино. Это вынуждает задуматься о некотором несоответствии реальной русской бытовой речи представлениям о ней сценаристов и поставить задачу учета типа речи в любых лингвистических исследованиях устного дискурса.

Тезисы

Известно, что устная спонтанная речь существенно отличается от письменной: многие правила кодифицированного языка здесь перестают работать, словоформы меняют свои значения или расширяют их круг, а порой начинают функционировать в не свойственных им контекстах.
Так, словоформа хорош может приобретать в нашей речи значение ‘хватит, достаточно’ и употребляться как независимый предикат. Источником материала для анализа послужил устный подкорпус Национального корпуса русского языка (УП НКРЯ). В пользовательский подкорпус вошли 425 употреблений хорош в различных контекстах. Несмотря на то что основное внимание настоящего исследования сфокусировано именно на неадъективном употреблении единицы хорош, на первом этапе была проведена сплошная выборка без предварительной сортировки. Так, помимо 118 примеров неадъективного употребления хорош (28% от объема подкорпуса), было выявлено также 62 контекста со случаями энантиосемии, когда значение формы хорош также не соответствовало словарному. Иными словами, в устной речи исследуемой словоформе свойственны, как минимум, два специфических употребления.
Но наиболее интересным показалось то, что при анализе неадъективных употреблений было получено неожиданное распределение: публичная речь — 3% от общего количества, непубличная — 24% и речь кино — 73%. Это даёт основания предположить, что хорош является не столько реальной частью нашей повседневной речи, сколько ярким «маркером» бытовой коммуникации, который активно используют сценаристы для разговорной стилизации и «оживления» диалогов.
К перспективам настоящего исследования можно отнести следующее: 1) опрос носителей языка об употреблении хорош в разных контекстах, что поможет выяснить, действительно ли данная словоформа активно функционирует в современной разговорной речи или же она больше свойственна именно художественным стилизациям; 2) грамматический анализ употреблений хорош. Так, часто эта словоформа окружена словами-«соседями»: слева преобладают частицы и метакоммуникативы ну, всё, да (Блин/ да хорош уже/ пацаны/ а! Ну что вам/ сложно помочь?); справа — местоимения (Да хорош ты! Ну слушай!), инфинитивы (Ну конечно… Эй! Стельки ходячие/ хорош орать/ а то всыплю), наречия времени типа уже и снова частицы; с двух сторон — тот же состав, комбинация из левых и правых «соседей». Но встречаются также примеры изолированного употребления (Хорош! Встаньте в очередь!). Анализ такого рода позволит уточнить существующий «лексикографический портрет» одной конкретной единицы нашей речи.