Многобукв: как способы представления учебного материала влияют на успешность его усвоения студентами?
Лада Леонидовна Скоробагатько
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе сопоставляется успешность
усвоения материала онлайн-лекции в зависимости от наличия / отсутствия
визуального сопровождения устной речи лектора и типа этого сопровождения
(дословное совпадение или тезисное изложение). По результатам эксперимента, в
котором 144 студента знакомились с фрагментами лекций по лингвистике и отвечали
на вопросы по их содержанию, наиболее удачным форматом подачи материала
оказался устный текст в сочетании с его тезисным изложением на слайдах презентации,
которое может сопровождаться картинками, соответствующими содержанию тезисов.
Тезисы
Цель исследования — выяснить, какой из четырех
форматов онлайн-лекции способствует лучшему усвоению материала студентами. В
качестве исходного материала мы использовали лекции по лингвистике, прочитанные
одним лектором. На их основе был подготовлен стимульный материал, который
включал в себя четыре разных фрагмента в каждом из четырех следующих условий: 1)
устный текст без презентации; 2) устный текст и презентация с дословным
письменным текстом; 3) устный текст и презентация с тезисным изложением
содержания; 4) устный текст и презентация с тезисным изложением содержания и
иллюстрациями. Длительность фрагментов —
от 60 до 73 секунд; количество слов во фрагменте — от 96 до 106. Для письменных текстов,
которые были получены в результате расшифровки устной речи лектора, был
вычислен уровень читабельности на сайте readability.io: все тексты ориентированы
на аудиторию 4-6 курсов вуза, уровень читабельности (SMOG) — от 15,36
до 17,09. В первом условии отсутствовал видеоряд. Остальные стимулы включали по
два слайда. Во втором условии речь лектора была дословно помещена на слайды. В третьем
условии при формулировании тезисов мы опирались на реальные презентации,
которые были подготовлены автором лекций. Текст в четвертом условии идентичен третьему,
но на слайды был добавлен иллюстративный материал — картинки, соответствующие содержанию тезисов.
В ходе эксперимента, который проводился с помощью Google-форм, каждому участнику предлагались четыре разных фрагмента текста в различных условиях. Успешность усвоения материала проверялась при помощи вопросов, которые задавались после каждого фрагмента: одного тестового, на общее понимание темы, и двух вопросов с открытым ответом. За ответы на вопросы участник мог получить от 0 до 5 баллов. Кроме того, участники оценивали ясность изложения, формат представления материала и интересность каждого фрагмента по шкале от 1 до 5.
В эксперименте приняли участие 144 студента, каждый фрагмент прослушали 36 человек. Для статистической обработки использовался критерий Краскела-Уолиса. Хуже всего респонденты отвечали на вопросы после стимулов, в которых была только устная речь (ср. балл — 3,07, что значимо отличается от всех остальных условий). Следующие по успешности — фрагменты с дословным совпадением устной речи и текста презентации (ср. балл — 3,71, что также значимо отличается от всех остальных условий). Лучше всего участники отвечали на вопросы после фрагментов, в которых на слайдах были тезисы устного текста – с иллюстрациями или без (ср. балл — 4,11 и 4,06 соответственно; нет значимых различий этих двух условий друг от друга, но они значимо отличаются от остальных условий). Таким образом, именно два последних формата можно рекомендовать использовать в онлайн-лекциях.
В ходе эксперимента, который проводился с помощью Google-форм, каждому участнику предлагались четыре разных фрагмента текста в различных условиях. Успешность усвоения материала проверялась при помощи вопросов, которые задавались после каждого фрагмента: одного тестового, на общее понимание темы, и двух вопросов с открытым ответом. За ответы на вопросы участник мог получить от 0 до 5 баллов. Кроме того, участники оценивали ясность изложения, формат представления материала и интересность каждого фрагмента по шкале от 1 до 5.
В эксперименте приняли участие 144 студента, каждый фрагмент прослушали 36 человек. Для статистической обработки использовался критерий Краскела-Уолиса. Хуже всего респонденты отвечали на вопросы после стимулов, в которых была только устная речь (ср. балл — 3,07, что значимо отличается от всех остальных условий). Следующие по успешности — фрагменты с дословным совпадением устной речи и текста презентации (ср. балл — 3,71, что также значимо отличается от всех остальных условий). Лучше всего участники отвечали на вопросы после фрагментов, в которых на слайдах были тезисы устного текста – с иллюстрациями или без (ср. балл — 4,11 и 4,06 соответственно; нет значимых различий этих двух условий друг от друга, но они значимо отличаются от остальных условий). Таким образом, именно два последних формата можно рекомендовать использовать в онлайн-лекциях.