Советская научная фантастика: поэтика социального воображения
Ксения Витальевна Тюнина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено анализу советской научно-фантастической литературы в аспекте
социального воображения, сформировавшегося под влиянием государственной
идеологии и определившего не только культурную картину мира, в которой
доминировал социокультурный образ «светлого будущего», но и поэтику советской
фантастики. Предмет исследования — образ будущего и способы его
сюжетно-жанровой репрезентации в советской фантастике. Определены доминанты
данного образа, прослежена его историческая динамика, обозначены основные
сюжетно-жанровые модели и их идеологическая трансформация.
Тезисы
Научно-фантастическая
литература рассматривается нами как поле репрезентации социального
воображаемого, как средство художественной фиксации и передачи советского
культурного опыта, в т. ч. социокультурных образов, главный из которых — образ
«светлого будущего».
Отметим, что исследователи активно обращаются к изучению различных идеологических факторов, формирующих коллективные представления внутри общества / сообщества (Б. Андерсон, Ф. Джеймисон, К. Касториадис, Э. Саид и др.). Это же касается работ, посвященных истории и семиотике советской повседневности (И. Каспэ, И. Кукулин, А. Юрчак, С. Бойм и др.).
Цель нашего исследования — определить влияние советского социального воображения, прежде всего, образа «светлого будущего», на тематическое и художественное своеобразие научной фантастики. Среди научно-фантастических произведений нами были отобраны те, что наиболее репрезентативны в плане конструирования образа будущего — это произведения А. Беляева, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, К. Булычева и др.
Выделенные нами доминанты художественного образа будущего (утопический пафос, моделирование коммунистического общества, позитивное изображение научно-технического прогресса, тема космоса и космических путешествий и др.) свидетельствуют о том, что писатели-фантасты исходили из идеологических представлений о грядущем. Динамика советской фантастики отражает, как менялись эти представления в общественном сознании на протяжении советской эпохи. Нами выявлена схема пути зарождения, развития и утраты образа коммунистического будущего, где переломным этапом становится резкая актуализация далекого будущего в 1960-е гг., вызванная выходом в свет романа-утопии Ефремова «Туманность Андромеды» (1957).
В сюжетном и жанровом плане советская фантастика активно эксплуатирует давно существующие литературные формы, используя их как для выражения идеологически-детерминированных взглядов, так и для передачи государственно-пропагандистских и воспитательных смыслов. В научной фантастике мы находим элементы литературы путешествий (в описаниях космических путешествий), романтические мотивы и сюжеты, среди которых наиболее частотен мотив любви к чужеземке, трансформированный в мотив любви к инопланетянке. Некоторые научно-фантастические романы мы можем рассмотреть как аллегорические версии социально-утопического и сатирико-фантастического романа. Кроме того, советская фантастика существовала в контексте соцреализма и нередко следовала его принципам.
Таким образом, советское социальное воображение, которое основывалось на унифицирующем и конформирующем характере рецепции идеологических образов, активно транслирующихся в массовое сознание институтами власти, определило не только мировоззрение писателей-фантастов, но и поэтику советской научной фантастики.
Отметим, что исследователи активно обращаются к изучению различных идеологических факторов, формирующих коллективные представления внутри общества / сообщества (Б. Андерсон, Ф. Джеймисон, К. Касториадис, Э. Саид и др.). Это же касается работ, посвященных истории и семиотике советской повседневности (И. Каспэ, И. Кукулин, А. Юрчак, С. Бойм и др.).
Цель нашего исследования — определить влияние советского социального воображения, прежде всего, образа «светлого будущего», на тематическое и художественное своеобразие научной фантастики. Среди научно-фантастических произведений нами были отобраны те, что наиболее репрезентативны в плане конструирования образа будущего — это произведения А. Беляева, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, К. Булычева и др.
Выделенные нами доминанты художественного образа будущего (утопический пафос, моделирование коммунистического общества, позитивное изображение научно-технического прогресса, тема космоса и космических путешествий и др.) свидетельствуют о том, что писатели-фантасты исходили из идеологических представлений о грядущем. Динамика советской фантастики отражает, как менялись эти представления в общественном сознании на протяжении советской эпохи. Нами выявлена схема пути зарождения, развития и утраты образа коммунистического будущего, где переломным этапом становится резкая актуализация далекого будущего в 1960-е гг., вызванная выходом в свет романа-утопии Ефремова «Туманность Андромеды» (1957).
В сюжетном и жанровом плане советская фантастика активно эксплуатирует давно существующие литературные формы, используя их как для выражения идеологически-детерминированных взглядов, так и для передачи государственно-пропагандистских и воспитательных смыслов. В научной фантастике мы находим элементы литературы путешествий (в описаниях космических путешествий), романтические мотивы и сюжеты, среди которых наиболее частотен мотив любви к чужеземке, трансформированный в мотив любви к инопланетянке. Некоторые научно-фантастические романы мы можем рассмотреть как аллегорические версии социально-утопического и сатирико-фантастического романа. Кроме того, советская фантастика существовала в контексте соцреализма и нередко следовала его принципам.
Таким образом, советское социальное воображение, которое основывалось на унифицирующем и конформирующем характере рецепции идеологических образов, активно транслирующихся в массовое сознание институтами власти, определило не только мировоззрение писателей-фантастов, но и поэтику советской научной фантастики.