Описания болезней в житии Феофана Исповедника
Дарья Вадимовна Суховольская
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования является житие святого преподобного Феофана Исповедника (760—818), написанное в первой половине IX в. Мефодием I Константинопольским. В докладе рассматривается мотив болезни: его значение для жития св. Феофана, а также то, как Мефодий описывает и чем объясняет болезни. Особое внимание уделяется медицинской терминологии, которую использует автор.
Тезисы
Мефодий I Константинопольский — византийский
церковный деятель и дипломат, известный прежде всего как первый
константинопольский патриарх после восстановления иконопочитания в Византии в
843 г. Он прославился и как автор богословских трактатов, церковных гимнов, эпиграмм на церковные темы, а также нескольких житий святых.
Предметом нашего исследования стало житие святого преподобного Феофана Исповедника (760—818), написанное Мефодием в первой половине IX в. Феофан — один из наиболее ярких представителей партии иконопочитателей в период второго иконоборчества (813—843 гг.). За противостояние официальной идеологии Феофан был отправлен в ссылку на о. Самофраки, где и умер через несколько дней, однако не вследствие жестоких пыток, как это произошло со многими другими исповедниками иконопочитания, а от «мочекаменной болезни», которой на тот момент страдал уже несколько лет.
При написании жития Феофана Мефодий явно придает особое значение мотиву болезни. В докладе мы расскажем о том, какие формы принимает данный мотив в исследуемом тексте, как Мефодий описывает и объясняет болезни.
Мотив болезни впервые появляется в п. 16, когда Феофан повреждает пальцы ног, а затем в п. 29, когда у святого заболевает палец на руке. Два этих случая описаны Мефодием очень кратко и мимоходом; по словам автора, в обоих случаях недуг вызван действием бесов. В противоположность этому, описание «мочекаменной болезни», приведенное в п. 43, отличается аккуратностью и претензией на научность. Мефодий описывает симптомы болезни и ее возможные причины, при этом он пользуется медицинской терминологией (λιθίασις κύστεως ‘мочекаменная болезнь’, νεφριτικῆς σύμπτωμα ‘почечный приступ’, λιθοφορία ‘камнеобразование’); кроме того, для данной болезни он дает новое, хотя тоже религиозное, обоснование.
Еще одно интересное описание болезни встречается в п. 62. В данном отрывке автор описывает чудесное исцеление девушки от червя в голове, однако это не мешает ему снова аккуратно и кратко описать причину болезни, ее симптомы и пользоваться медицинской терминологией (ἔνδον σπαραγμῶν ‘внутренних спазмов’).
Использование специальной терминологии — сравнительно новое явление для византийской литературы IX в. Мефодий — один из первых византийских писателей, который начал пользоваться научным языком и, таким образом, вывел литературу на новый уровень, став одним из пионеров литературного возрождения IX—XI вв.
Предметом нашего исследования стало житие святого преподобного Феофана Исповедника (760—818), написанное Мефодием в первой половине IX в. Феофан — один из наиболее ярких представителей партии иконопочитателей в период второго иконоборчества (813—843 гг.). За противостояние официальной идеологии Феофан был отправлен в ссылку на о. Самофраки, где и умер через несколько дней, однако не вследствие жестоких пыток, как это произошло со многими другими исповедниками иконопочитания, а от «мочекаменной болезни», которой на тот момент страдал уже несколько лет.
При написании жития Феофана Мефодий явно придает особое значение мотиву болезни. В докладе мы расскажем о том, какие формы принимает данный мотив в исследуемом тексте, как Мефодий описывает и объясняет болезни.
Мотив болезни впервые появляется в п. 16, когда Феофан повреждает пальцы ног, а затем в п. 29, когда у святого заболевает палец на руке. Два этих случая описаны Мефодием очень кратко и мимоходом; по словам автора, в обоих случаях недуг вызван действием бесов. В противоположность этому, описание «мочекаменной болезни», приведенное в п. 43, отличается аккуратностью и претензией на научность. Мефодий описывает симптомы болезни и ее возможные причины, при этом он пользуется медицинской терминологией (λιθίασις κύστεως ‘мочекаменная болезнь’, νεφριτικῆς σύμπτωμα ‘почечный приступ’, λιθοφορία ‘камнеобразование’); кроме того, для данной болезни он дает новое, хотя тоже религиозное, обоснование.
Еще одно интересное описание болезни встречается в п. 62. В данном отрывке автор описывает чудесное исцеление девушки от червя в голове, однако это не мешает ему снова аккуратно и кратко описать причину болезни, ее симптомы и пользоваться медицинской терминологией (ἔνδον σπαραγμῶν ‘внутренних спазмов’).
Использование специальной терминологии — сравнительно новое явление для византийской литературы IX в. Мефодий — один из первых византийских писателей, который начал пользоваться научным языком и, таким образом, вывел литературу на новый уровень, став одним из пионеров литературного возрождения IX—XI вв.