XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Описания болезней в житии Феофана Исповедника

Дарья Вадимовна Суховольская
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является житие святого преподобного Феофана Исповедника (760—818), написанное в первой половине IX в. Мефодием I Константинопольским. В докладе рассматривается мотив болезни: его значение для жития св. Феофана, а также то, как Мефодий описывает и чем объясняет болезни. Особое внимание уделяется медицинской терминологии, которую использует автор.

Тезисы

Мефодий I Константинопольский — византийский церковный деятель и дипломат, известный прежде всего как первый константинопольский патриарх после восстановления иконопочитания в Византии в 843 г. Он прославился и как автор богословских трактатов, церковных гимнов, эпиграмм на церковные темы, а также нескольких житий святых.
Предметом нашего исследования стало житие святого преподобного Феофана Исповедника (760—818), написанное Мефодием в первой половине IX в. Феофан — один из наиболее ярких представителей партии иконопочитателей в период второго иконоборчества (813—843 гг.). За противостояние официальной идеологии Феофан был отправлен в ссылку на о. Самофраки, где и умер через несколько дней, однако не вследствие жестоких пыток, как это произошло со многими другими исповедниками иконопочитания, а от «мочекаменной болезни», которой на тот момент страдал уже несколько лет.
При написании жития Феофана Мефодий явно придает особое значение мотиву болезни. В докладе мы расскажем о том, какие формы принимает данный мотив в исследуемом тексте, как Мефодий описывает и объясняет болезни.
Мотив болезни впервые появляется в п. 16, когда Феофан повреждает пальцы ног, а затем в п. 29, когда у святого заболевает палец на руке. Два этих случая описаны Мефодием очень кратко и мимоходом; по словам автора, в обоих случаях недуг вызван действием бесов. В противоположность этому, описание «мочекаменной болезни», приведенное в п. 43, отличается аккуратностью и претензией на научность. Мефодий описывает симптомы болезни и ее возможные причины, при этом он пользуется медицинской терминологией (λιθίασις κύστεως ‘мочекаменная болезнь’, νεφριτικῆς σύμπτωμα ‘почечный приступ’, λιθοφορία ‘камнеобразование’); кроме того, для данной болезни он дает новое, хотя тоже религиозное, обоснование.
Еще одно интересное описание болезни встречается в п. 62. В данном отрывке автор описывает чудесное исцеление девушки от червя в голове, однако это не мешает ему снова аккуратно и кратко описать причину болезни, ее симптомы и пользоваться медицинской терминологией (ἔνδον σπαραγμῶν ‘внутренних спазмов’).
Использование специальной терминологии — сравнительно новое явление для византийской литературы IX в. Мефодий — один из первых византийских писателей, который начал пользоваться научным языком и, таким образом, вывел литературу на новый уровень, став одним из пионеров литературного возрождения IX—XI вв.