Глаголы группы «Занятия» в русско-украинском параллельном корпусе
Александра Александровна Алексеева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению особенностей предикатов,
относящихся к группе Занятий (по Е. В. Падучевой), которые обозначают
профессиональную или социальную деятельность лица, в русском и украинском
языках. На материале русско-украинского параллельного корпуса (НКРЯ)
устанавливаются межъязыковые параллели глагольных лексем исследуемой группы.
Рассматриваются признаки глаголов Занятий как семантического типа предикатов,
определяются наиболее эффективные диагностические тесты для разграничения
ядерных предикатов группы и предикатов, которые способны употребляться и в
актуальном значении.
Тезисы
Глаголы Занятий – особый семантический тип предикатов,
обозначающих профессиональную или социальную деятельность лица (воевать, царствовать, руководить, преподавать,
воспитывать, заведовать, управлять,
командовать, председательствовать, торговать, воровать и др).
Одним из главных отличительных признаков глагольных
лексем названной группы является неспособность к локализации во времени, что
накладывает ограничение на их сочетаемость с обстоятельствами, указывающими на
развертывание ситуации во времени или процессность, точечными обстоятельствами,
наречиями сейчас и всегда в актуальном значении,
фреквентативными наречиями, а также на их видо-временные характеристики и деривационные
возможности [Падучева 1996].
В докладе на материале русско-украинского
параллельного корпуса (НКРЯ, ruscorpora.ru)
предлагается комплексный анализ глаголов Занятий на основе наиболее эффективных
диагностических тестов [Падучева 1996] с особым вниманием к лексемам,
демонстрирующим амбивалентное употребление. Устанавливаются русско-украинские
параллели предикатов Занятий и выявляются особенности их употребления в
сопоставляемых языках.