Хозяин, которого нет: восстановление деталей сюжета русскоговорящими детьми дошкольного возраста
Мария Юткина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование
проведено на материале корпуса устных неподготовленных текстов русскоязычных
детей-монолингвов в возрасте 3,7–4,6 лет. Тексты были получены при проведении
эксперимента по методике извлеченного рассказа. По результатам работы была выявлена
классификация восстановлений неявных событий в предложенном для эксперимента
рассказе. Под восстановлением подразумевается элемент нарратива, который отсутствует
в исходном сюжете, представленном участнику эксперимента.
Тезисы
Изучение детских нарративов представляет особый интерес, так как, несмотря на кажущуюся сумбурность в устных текстах, они имеют четкую структуру. Благодаря описанию этой структуры на разных этапах взросления человека, мы можем проследить формирование языковой компетенции индивида. Этот подход подразумевает под собой анализ всех языковых уровней и экстралингвистических факторов. В работе анализируются тексты детей в возрасте от 3,6 до 4,7 лет из корпуса неподготовленных детских устных извлеченных текстов «Кондуит», полученные в результате эксперимента по методике извлеченного рассказа по картинкам. Часто, говоря о детских текстах, полученных таким образом, исследователь обращает внимание на то, что ребёнок упускает из повествования: какие эпизоды или герои не упоминаются. В фокусе внимания данной работы находится обратное явление: анализируется то, что есть в тексте, но не изображено на экспериментальных картинках, т. е. тот элемент нарратива, который не соответствует исходному сюжету, представленному участнику эксперимента. Такие элементы называют «восстановлениями». Их нельзя назвать ошибками, поскольку для ребёнка они таковыми не являются. Скорее напротив, восстановления служат дополнительным инструментом, который облегчает ведение повествования, так как для детей дошкольного возраста порождение монолога — крайне сложная задача. Восстановления же позволяют вносить в исходный текст элементы их собственного знания и таким образом заполнять неясные для ребёнка пробелы в сюжете. Хотя домысливание деталей сюжета вплоть до целых эпизодов неоднократно отмечалось в работах, классификация и описание характеристик восстановлений ещё не были представлены. Были выявлены три основные категории «ошибок»: 1) опережение событий (дети предсказывают, что произошло дальше или торопятся с выводами); 2) неверная интерпретация (исходя из картинок, можно понять причины и последствия события, но ребёнок этого не делает); 3) достраивание основной истории (из картинок нельзя однозначно понять, почему произошел эпизод, но ребёнок находит нужным заполнить пробел). Перечисленные типы восстановлений могут взаимодействовать. Например, неверно интерпретировав ситуацию, ребёнок не просто выдумывает причину случившегося и переходит к описанию следующего эпизода, но и подстраивает последующие события под свою «выдумку», а также дополняет свой рассказ предметами, которые не были изображены на рисунке.