XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Нравственный аспект женской моды в художественном мышлении Л. Н. Толстого

Владислава Сергеевна Сычева
Докладчик
студент 4 курса
Литературный институт им. Максима Горького

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен дидактическому значению женского костюма в контексте художественного метода Л. Н. Толстого, использовавшего визуальные образы для составления психологического портрета персонажей и отображения их жизненной и общественной позиции. Противопоставление безнравственности и высоких моральных принципов находит отражение не только в душевных качествах его героев, но и в их предпочтениях в сфере моды.

Тезисы

Среди многочисленных приемов психологической обрисовки характеров значительное место в творчестве Л. Н. Толстого занимает детализация костюма персонажей. Цель доклада — продемонстрировать многогранность этого художественного ресурса через рассмотрение галереи женских образов в романах «Война и мир» и «Анна Каренина», где отношение героинь к гардеробу не только служит маркером нравственного воспитания, но и постулирует их жизненные позиции и отношение к обществу, в то же время определяя особенности характера. Монолог протагониста повести «Крейцерова соната» позволяет подвести философско-теоретическую базу под систему взглядов Толстого на проблему взаимосвязи моды и морали.
На примере Э. Курагиной освещается непосредственное сопряжение общественного положения героини с ее поведением и расчетливостью в выборе наряда. Тщательная визуализация костюма героинь романа «Анна Каренина» позволяет обнаружить не только социальные факторы влияния на выбор предметов гардероба, но и индивидуальные: чрезмерная зависимость костюма от модных тенденций эпохи обнажает личностную несостоятельность персонажей. На их фоне резко выделяется образ Карениной, обстоятельные описания внешности и тщательно подобранных нарядов которой составляют значительную часть ее психологического портрета. 
Еще одна сторона детализации костюма конкретизируется в выражении потребности героинь в отношениях, как физических, так и духовных. Эта особенность наглядно прослеживается в противопоставлении нарочитой откровенности нарядов персонажей, преследующих цель обратить на себя внимание противоположного пола, и целомудренной сдержанности платьев сестер Щербацких после замужества.
Рассуждения В. Позднышева в «Крейцеровой сонате» представляют собой компиляцию представлений Толстого о нравственном значении женского костюма и сопровождаются дидактическим предостережением о возможных последствиях чрезмерного легкомыслия в выборе наряда. Это обобщение подводит логический итог исследованию, подтверждая обоснованность рассмотрения проблемы взаимосвязи женской моды и нравственности в художественном методе Толстого.